Michael Dorfman’s Essentials

ПОЧЕМУ ПОБЕЖДАЕТ ИСЛАМИЗМ?

Михаэль ДОРФМАН

ПОЧЕМУ ПОБЕЖДАЕТ ИСЛАМИЗМ?

Чтение Корана помогает вспомнить простую правду жизни — для того, чтобы люди вместе могли хорошо жить в обществе, жизненно необходимы справедливость, равенство и сострадание. В этом понимании — корни политического исламизма.

Другие общества и общины подчиняют свои жизненные устремления рыночным отношениям и сами подчиняются стихии рынка. Этому всегда противостоит мечта построить человеческое общество на основах равенства, милосердия и правды. Не только той правды, чья противоположность — ложь, но и той, чья противоположность — кривда. И этой правде подчинить все общественные стремления, включая рынок.

Общественное равенство, а не уровень доходов или потребления обеспечивает удовлетворение жизнью. Экономическое равенство в обществе делает людей здоровыми. Исследование показывает, что в обществах, где существует огромное экономическое неравенство, например, в Соединённых Штатах, у населения наблюдается повышенный уровень тревоги и насилия, больше случаев подростковой беременности, люди чаще болеют, многие из них страдают ожирением и злоупотребляют наркотиками. Общества, где процветает неравенство, отличаются чрезмерным потреблением. Зато уровень общественного доверия в тех же США куда ниже, чем в Европе, а социальный капитал и вовсе никакой.

Исламизм — это попытка сформулировать новое самосознание, меняющее основные аксиомы нашего времени.

Исламизм — это попытка сформулировать новое самосознание, меняющее основные аксиомы нашего времени.

Исламизм формируется не на задворках цивилизации. Он вербует сторонников среди  людей, получивших западное образование и разочарованных в материализме и индивидуализме западной цивилизации. Традиционная общинная идея становится революционной потому, что означает переворот всей западной парадигмы, сформированной вокруг индивида. Мерилом успеха считается благосостояние всего общества, а не отдельных удачливых и образцовых персон.

Исламизм заново ставит старый вопрос, лежавший в основе как исламской, так и западной философии. 200 лет назад на Западе казалось, что старый спор был решён в пользу индивидуализма, «разумного эгоизма». И многим, живущим в западной культуре, неуютно и боязно, когда эта западная, картезианская парадигма снова и снова оказывается под вопросом.

Признаки этого страха найти не так уж трудно — он проявляется и в  бытовой исламофобии, и в наукообразных теориях о «столкновении цивилизаций». Мол, вместе с Декартом Запад обрёл объективную правду через науку и технологию. Западный путь — единственно правильный, потому что сделал «нас» богатыми и сильными. «Они» (мусульмане, да и все другие, кто «не мы») не способны этого вынести. Однако выбора у них нет, и «они» будут вынуждены покориться западной «правде».

Многим, живущим в западной культуре, неуютно и боязно, когда эта западная, картезианская парадигма снова и снова оказывается под вопросом. Признаки этого страха найти не так уж трудно — он проявляется и в бытовой исламофобии, и в наукообразных теориях о «столкновении цивилизаций». На фото: демонстрация против строительства мечетей в Голландии

Исламистская революция, как и любая истинная революция — это куда больше, чем политика. Исламизм — это попытка сформулировать новое самосознание, меняющее основные аксиомы нашего времени. Это сознание выходит из глубин интеллектуальной исламской традиции, предлагающей совершенно иное понимания человеческого бытия, и помогает избежать и гегемонию жёсткого картезианского склада ума.

Вовсе не факт, что это новое сознание всегда останется в рамках исламского общества, а не сделается универсальным, как марксизм, который привнёс в западную цивилизацию мессианскую философскую традицию изменения мира (тиккун олам), или фрейдизм, который обогатил западную культуру раввинской традицией изменения самого себя (хешбон нэфеш).

Разумеется, идеи равенства, социальной справедливости и взаимопомощи существуют во многих культурах и идеологиях, в том числе и в западной. Однако сегодня именно исламизм верит в эти принципы и строит на них политику.

Примеры тому мы видим каждый день. В сегодняшней газете два сообщения — канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что помощь не бывает без взаимности. Хотя именно без взаимности — это и есть помощь, а всё остальное уже называется иначе.

И рядом — сообщение о том, что на севере Мали исламисты выбили из каких-то районов своих бывших союзников — светских сепаратистов туарегов. Причина конфликта заключается в том, что отряды туарегов, объявившие о независимости своих территорий на юго-западном краю Сахары, грабили и насиловали, а поэтому так и не сумели завоевать доверие населения, а вооружённые исламисты обеспечивали закон и порядок.

Чтение Корана помогает вспомнить простую правду жизни — для того, чтобы люди вместе могли хорошо жить в обществе, жизненно необходимы справедливость, равенство и сострадание. В этом понимании — корни политического исламизма

Многим, живущим в западной культуре, неуютно и боязно, когда эта западная, картезианская парадигма снова и снова оказывается под вопросом. Признаки этого страха найти не так уж трудно — он проявляется и в бытовой исламофобии, и в наукообразных теориях о «столкновении цивилизаций». На фото: демонстрация против строительства мечетей в Голландии

Исламистская революция только начала свой поход открытия нового самосознания. Вовсе не обязательно, что после капитализма будет исламизм, как не случилось, что после капитализма наступил социализм. Исламизм полон явных и вопиющих недостатков, да таких, что зачастую они принимаются за саму суть исламизма. Однако политический исламизм предлагает мусульманам (да и западным людям тоже) возможность преодолеть столь же вопиющие недостатки западного материалистического и эгоистического капитализма. Это волнует сердца, возбуждает умы  в нашем неолиберальном свободном рынке, где лес рубят — щепки летят, так вольно дышит человек, где жить становится всё лучше и веселей. Это даёт надежду, что после капитализма не наступят тёмные века варварства.

Огромная благодарность моим замечательным друзьям арабисту д-ру Ксении Светловой (Израиль) и востоковеду Екатерине Вергиз (Россия) — благодаря дискуссиям с ними и получился этот текст. 

Впервые в Sensus Novus 1 июля 2012

Михаэль Дорфман © 2012
Michael Dorfman © 2012

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment