Michael Dorfman’s Essentials

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ГИТЛЕР

 Михаэль Дорфман

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ГИТЛЕР…

На просторах русского интернета часто склоняется словосочетание “еврейский фашизм”. Для примера привлекаются не только откровения участников форумов определенных русско-израильских сайтов, вроде Judea.ru, Megapolis, Evrei.ru, “Аналитический центр МАОФ”, «Наш Иерусалим», «Заметки по еврейской истории», «Седьмой канал» но даже сайты израильских политических партий “За нашу еврейскую родину!” (Моледет). На подобных сайтах  достаточно поклясться в своей приверженности к еврейским национально-патриотическим ценностям и модераторы позволят рассуждать о чем угодно – о кровосмешении, о Мессии, о фашизме, коммунизме, об уничтожении детей…

Недавно в  конкурсе на звание лучшего блогера русско-израильской секции ЖЖ победил юзер avrom, называющий себя фашистом, гиперсионистом и требовавший «Великий Израиль от Хуанхэ до Рио-Грандэ». В его поддержку устроили флешмоб члены комьюнити «глaмур-фaшизм», зa счет чего, как считают многие, avrom и победил.

Но стоит ли уподобляться курице и раскапывать словесные горы, в надежде выудить там немногие рациональные зерна. Рассуждения участников форумов сводятся в конце концов к заветной еврейской мечте, хорошо описанной Шолом-Алейхемом WennichbinaRotshild”Эх, если бы я был Ротшильдом, то жил бы немножко лучше его – рассуждает местечковый портной, – Я бы еще немножко подрабатывал шитьем”. Вместо барона Ротшильда в текстах явно или неявно фигурирует Адольф Гитлер. “Вот если бы я был бы Гитлером, – рассуждает такой вот форумский писатель, – то я был бы лучше, чем Гитлер, потому, что я бы еще немножко… нет не шил бы, а вот… не повторил бы его ошибки в еврейском вопросе, добил бы всех, кого я ненавижу: красных, белых, немцев, арабов, русских, украинцев, мусульман, антисемитов, левых и правых, большевиков и плутократов…”. Вместо Гитлера в мечтах может фигурировать Муссолинни, а у выходцев с западных окраин СССР еще и Йон Антонеску, Степан Бандера или фашисты из Прибалтики. Упиваясь собственной “кровавостью” такие вот писатели пускаются в рассуждения о том, что нацисты уничтожили всего 20 миллионов, а вот коммунисты и левые всех мастей, то ли 200 миллионов, то ли два миллиарда… Все  прекрасно ложится на мелодию из известного бродвейского мюзикла “Скрипач на крыше”, где песенку про Ротшильда поет израильский актер Хаим Тополь. Похоже, сам Тополь, охотно мог бы спеть и на новые слова. В своем интервью израильской газете “Маарив” в октябре 2001 года он заявил “Зеэви и Каханэ –  они либералы по сравнению со мной”. Рехаваам Зеэви – правоэкстремистский израильский политик, призывавший к депортации арабов, а Меир Каханэ – еврейский религиозный экстремист, призывавший к высылке арабского населения, запрету смешанных браков и уголовного преследования для неевреев, живущих с еврейскими женщинами. Но можно ли называть таких деятелей фашистами?

Ничего страшного не случится, если произнести словосочетание “еврейский фашизм”. Что поделаешь, если был такой исторический факт. Жил в Тель-Авиве в 20-30-е гг. публицист и писатель Аба  Ахимеир (Аба-Шауль Гейсинович, 1897-1962), отец  популярного ведущего израильского ТВ. В конце 20х-начале 30-х он вел в газете Доар а-Йом (Daily Post) колонку под названием “Дневник фашиста”. По мере способностей хвалил Муссолини, симпатизировал Гитлеру. Аба Ахимеир основал организацию Брит Бирьоним – что-то вроде штурмовиков. Бирьоним – не хулиганы в современном ивритском значении этого слова. Так себя называла упоминаемая в Талмуде еврейская секта во время Иудейской войны 66-72 гг. в Иерусалиме. Чем-то они от зелотов отличались. Флавий сообщает, что древние бирьойоним были изгнаны из  Иерусалима за то, что устроили резню. Бирионим Абы Ахимеира устраивали лишь крикливые собрания и шумные, но малочисленные парады. Однажды в 1936 г., по решению Политотдела Сионистской организации навстречу демонстрантам вышли плугот апоэль – “рабочие батальоны”, руководимые закаленными в уличных боях антифашистами из Германии и Австрии. Доморощенные еврейские штурмовики разбежались. Тех, кто бегал недостаточно быстро, поймали и избили. Вот и вся политическая история еврейского фашизма.

В 20-е годы идеи и символы фашизма и нацизма будоражили умы в Европе и, естественно, оказали влияние на многих евреев. Движение ханаанейцев – последователей поэта и философа Йонатана Ратоша, считало всю иудейско-христианскую цивилизацию историческим искажением и искало источник эстетического вдохновения в язычестве, только не тевтонском, а прасемитском. В конце 20-х гг. в Германии существовало даже общество евреев-фронтовиков “Черный флажок”, поддерживавшее идеи Гитлера. Фашизм повлиял на руководителя еврейской подпольной группы ЛЕХИ (Бойцы за свободу Израиля) Яира (Авраама) Штерна. Его программная книжка “Третье иудейское царство” полна прямыми ассоциациями с Тысячелетним третьим рейхом, с “Мифом ХХ века” Розенберга и многим другим. В 1942 г. Штерн предложил нацистам союз против британцев. Его эмиссары встречались с немецкими представителями в Бейруте и Стамбуле, но британская разведка сумела пресечь эти контакты. А через некоторое время в перестрелке с полицейскими погиб сам Штерн. Впрочем, религиозный израильский издатель и журналист правого направления Пинхас Гиль опубликовал в 2002 г. в журнале “22 Москва-Иерусалим”  рассказ Ахимеира “Вокруг виселицы”. Гиль снабдил публикацию примечанием, где характеризует Ахимеира: “писатель, журналист, ученый, он был одним из лидеров и идеологов ревизионистского движения”. Ревизионистским движением, к слову сказать, до сих пор называет себя израильская правящая партия Ликуд, во главе которой стоял премьер-министр Израиля Шарон. Думаю, Шарон не обрадовался такому духовному отцу, как не обрадуется ему изо все сил борющийся с имиджем экстремистской партии нынешний лидер Натанияху.

Самого Шарона называли фашистом не только арабские пропагандисты и его политические противники слева. Обвинениями в фашизме постоянно пользуются еврейские авторы, как израильские русскоязычные, так и другие: Авигдор Эскин, Исраэль Эльдад, Борис Шустеф, Пауль Эйдельберг, Наталья Гельман или Дов Конторер, охотно сравнивавшие правительство Шарона с еврейской администрацией на оккупированной нацистами территории. Показательны статьи бывшего сотрудника канцелярии главы израильского правильства Зеэва Гейзеля в респектабельной тельавивской газете “Вести”, навязчиво проводившего аналогии между правительством Ицхака Рабина и юденратами. К слову сказать, обвинениями в антисемитизме и фашизме, в оскорблении памяти Катастрофы часто бросаются еврейские деятели по поводу и без повода. Но это тема особая.

Словосочетание “еврейский фашизм” – некорректно не из-за оскорбления памяти жертв Катастрофы, а из-за неконкретности самого выражения далекого от терминологической четкости. Зато вполне конкретных фашиствующих евреев можно встретить сколько угодно не только просторах интернета. Вот среди них различные вариации на мотив “Если бы я был Гитлер” пользуются огромной популярностью. Причем, не только среди форумских фашиствующих, мнение которых неважно часто даже собственной их жене. Даже раввина Меира Каханэ нельзя назвать фашистом или нацистом. Он себя таковым не считал, его идеи взяты во многом из еврейских религиозных источником. На Каханэ сильно повлияли протестантский религиозный фундаментализм и американский белый расизм, с которым основанная им Лига защиты евреев, якобы, борется с момента ее основания.

Идеи и символы американского фашизма повлияли не только на раввина Каханэ. Знаменателен вышедший на экраны в 2002 г. в США фильм “Верующий” (TheBeliever) режиссера Генри Бина (HenryBean). В российском прокате фильм неудачно назвали “Фанатик”. В прошлом году фильм был отмечен на Нью-йоркском кинофестивале независимого кино “Сунрайз” и вышел в прокат на канале Showtime.

Раньше я полагал, что история члена нью-йоркской банды скинхедов, покончившим с собой, после того, как корреспондент Нью-Йорк Таймс обнаружил, что он еврей – часть городского фольклора, придуманная авторами телесериала “Лу Грант” в 1970 году. Оказалось, что речь идет о реальной истории, произошедшей в 1965 году. Активист Американской нацистской партии Дэни Борроус покончил с собой, после того, как интервьюировавший его журналист Макэндлиш Филлипс выяснил и опубликовал факт его еврейского происхождения. Неслучайно, что именно сейчас Генри Бин – автор другого нашумевшего фильма “Враг государства” (EnemyoftheState), где тоже исследуется тема самоненависти, создал образ фашиствующего самоненавистника еврея-антисемита. Герой фильма Дэни Болент (в исполнении Райана Гослинга) сегодня даже более актуален, чем 30 лет назад. В вводных кадрах 12-летний Дани беседует со своим учителем религии в еврейской школе о безжалостном смысле Бога. Затем, уже в майке со свастикой яростно атакует еврейского школьника, напоминающего его самого. Жестокая воинственная риторика фашиствующего героя фильма очень сильно напоминает тон и содержание рассуждений на названных форумах. Ключевая фраза фильма: “Ненавидеть себя и тогда можно ненавидеть всех” дает ключ к понимаю феномена фашиствующих евреев всех оттенков. Тем более, что сегодня вовсе не обязательно брить голову или скрывать свое еврейское происхождение. Наоборот, разнообразная растительность на лице очень даже приветствуется среди фашиствующих евреев.

Антисемитствующие евреи-самоненавистники встречаются не только в интернете, но и в респектабельных политических салонах. Упоминавшийся выше депутат израильского парламента Рехаваам Зеэви в 1996 г. назвал американского посла в Израиле Мартина Индика “жиденком”. Индик отреагировал, заявив, что в последний раз его так назвали в 15-летнем возрасте и тогда он развернулся и дал в морду. Ганди отказался извиниться. Ганди в Израиле простили. Зато США перед ним закрылись все двери. В начале января 2002 подобный “подвиг” повторил религиозный депутат, житель поселений на удерживаемых территориях Цви Гендель. Гендель назвал “жидком” посла США религиозного еврея Дана Карцера. Карцер промолчал. Предпочел не связываться. На Генделя надавили свои же и он извинился.

Вероятно существует общий источник, откуда черпают вдохновение фашиствующие евреи-самоненавистники. Оттуда, наверное, и истерический приказ некоего израильского офицеришки, заявившего солдатам, что “для подавления сопротивления в лагерях палестинских беженцев необходимо использовать любой боевой опыт, в том числе и опыт немецких войск в Варшавского гетто”. (Маарив, 1.02.2001). Лишь самоненавистью можно объяснить призыв использовать опыт генерала СС Юргена Штоффа, командовавшего ликвидацией Варшавского гетто в апреле-мае 1943 года. В старинном анекдоте, еврей пре почитал антисемитскую газету. Ведь антисемитская газета пишет, какие евреи могучие и непобедимые. Примечательно, что завравшегося израильского офицера даже не отстранили от работы с людьми. Что поделать, военная истерия в сегодняшнем Израиле – страшное дело. Примечательно, что на большинстве сайтов, дающих место евреям-самоненавистникам можно найти огромные подборки откровенно антисемитских и фашистских ссылок. Одним из признаков фашиствующих является хорошее знание своих симбиотических “противников”.

От фашизма не застраховано ни одно общество. Ведь фашиствующих, в том числе евреев, действительно много на любом форуме и в гостевой книге. Но бить тревогу все же не стоит. Речь идет о хорошо известном и описанном еще в классических трудах Теодора Адорно феномене авторитарной личности. Известно, что подавляющее большинство звонков на радиостанции поступает от озабоченных граждан правого, часто фашистского толка. Известно также, что большинство писем в редакцию тоже пишут маргиналы подобного склада. Согласно Адорно – тоталитарная личность всегда маргинальна, а за названных выше израильских политиков голосует около 3-5% избирателей. В советское время наиболее многочисленными в редакциях являлись отделы писем, и там подобного рода авторов именовали “чайниками”. Если эти люди и представляются явлением, то не общественным, а, скорей, клиническим и психологическим. Не они делают погоду и не от них исходит угроза фашизма. Фашизм всегда принесут люди рациональные, верящие не в сознание, а в политтехнологии.

Вариации мелодии из мюзикла с подтекстом “Если бы я был Гитлер…” могли бы быть забавными и смешными, если бы не нудные претензии и отсутствие чувства юмора в среде фашиствующих самоненавистников. Вряд ли стоит ввязываться с ними в спор. Ведь они приходят из задворок жизни. Они сами, их мнения и неаккуратные тексты часто не важны даже для них самих. Вызываемые самоненавистью эмоции густо замешаны на дурно понятой идее еврейской избранности, проецируются на русско-еврейский интернет и вызывают бурное излияние адреналина у его посетителей. Но, как известно, эмоции – еще не факты и количество фашиствующих евреев никак не переходит в качество.  Из их эмоций не построить модели, отражающей феномен некоего “еврейского фашизма”, как шагаловский “скрипач на крыше” никак не отражал реальностей еврейской жизни. Хотя бы потому, что еврейская крыша, как правило, заросшая травой, использовалась не для выступлений клейзмеров, а для выпаса козы.

If I would Hitler by Michael Dorfman

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2007

© 2006 by Michael Dorfman. All rights reserved

Create a free website or blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: