Michael Dorfman’s Essentials

МУСУЛЬМАНЕ ДИКО ИЗВИНЯЮТСЯ

Михаэль Дорфман

МУСУЛЬМАНЕ ДИКО ИЗВИНЯЮТСЯ

Jim-BoudМусульманам, наверное, есть за что извиняться перед всем миром. По крайней мере, в Твиттере уже несколько месяцев полно извинений:

«Извините за алгебру :)»…

«Я извиняюсь, что головной платок вас пугает, а бикини – нет».

«Я извиняюсь, что старейший в мире университет основала женщина Фатима ал Фихри в 859 году в Фезе (Марокко)».

Хештаг «#Мы все Шарли» в Твиттере зашкалил за 10 миллионов, по 6.300 в минуту. Оживился и другой хештаг, начатый еще в ноябре – «#Не от моего имени». Публика на Западе была напугана отрубанием голов в Исламском Государстве и беспрецедентным потоком молодых граждан западных стран, желающих воевать за идеалы Халифата. Согласно опросам Pew Center, 62% американцев заявляли, что очень напуганы угрозой исламского экстремизма (по сравнению с 37% еще год назад). Большинство американцев верят, что ислам вдохновляет на насилие больше, чем другие религии.

Согласно данным Манхэттенского института, американские мусульмане  – очень ассимилированная группа населения. И им приходится как-то справляться с последствиями такого общественного мнения. Тем более что с самых высоких трибун звучат призывы к мусульманам «осудить и заклеймить«. Даже президент Обама счел нужным заявить: «Настало время для того, чтобы мир, и особенно мусульманские общины, открыто, мощно и последовательно отвергли идеологию таких организаций, как Аль-Каида и ИГИЛ». Атмосфера чем-то напоминает «представителей общественности еврейской национальности СССР» 1960-70х годов, осуждавших «израильскую агрессию против арабских народов».

Имамы мечетей и лидеры мусульманских общин на Западе вместе и порознь заявляют всем, кто желает их слушать, что «насилие — абсолютно антиисламское и антигуманное», что «мы собрались здесь вместе, чтобы остановить эти группы, не дать им вредить исламу и всем мусульманам» (из заявления собрания представителей британских мусульман). Тоже самое повторяется и в связи с резней в рекации «Шарли», где, кстати, двое убитых – мусульмане – литературный редактор Мустафа Урад и полицейский охранник Ахмер Мерабе. Даже шейх Хасан Насралла, глава ливанской Хизбаллы (которая все еще продолжает считаться террористической организацией) заявил, что резня в «Шарли» наносит больше вреда исламу, чем все карикатуры на пророка.

В социальных сетях, в Твиттере и Ютубе развернулась кампания с меткой «Не от нашего  имени». Мусульмане и мусульманки снимаются с плакатиками, и всячески демонстрируют, что они не хотят иметь с насилием ничего общего. Видеоклип «Не от нашего имени» продолжает набирать десятки тысяч просмотров.

Вместе с этим появилась и конкурирующая метка:

«Я извиняюсь за изобретение хирургии» «Мы извиняемся за то, что дали миру кофе и университеты» «… за госпиталя, зубные щетки, прививки от инфекции, арабские числа…» «…я извиняюсь, что в мультике «Король-лев» Муфаса должен был умереть». Все это под меткой «#muslimapologize»… «я должна бы извиниться за то, что живу, что дышу, что родилась мусульманкой…»

Евреи находят способы смеяться над антисемитизмом. Мусульмане смеются над исламофобией, и это совершенно еврейский юмор. Сатира и саракзм – далеко не новый способ реагирования. Еще в 2011 мусульмане так засмеяли запущенный после провокационных видеоклипов журналом «Ньюсвик» хештег «мусульманская ярость». «Моего сына зовут Джихад, и я не могу его позвать в аэропорту #Мусульманская ярость». Когда голландский политик Вильдер потребовал запретить Коран, то местные мусульмане развернули кампанию «#Обними Вильдера». Мол, бедный-несчастный-обиженный, не получал в детстве внимания от мамы, так давайте всем миром обнимем его. Сотни тысяч твитов, виртуальных «обнимонов» и прочих саркастических выражений любви и симпатии от мусульман и немусульман свели на нет ненавистническую политическую провокацию.

Видная деятельница в лагере «#мусульмане извиняются» — Линда Сарсур – исполнительный директор Арабо-Американского совета Нью-Йорка говорила:.

«Почтенные имамы и лидеры на крупных мечетей, которые представляют десятки тысяч людей в Нью-Йорке, выступают, и как жители Нью-Йорка, и как мусульмане, и как американцы, – пишет Линда Сарсур у себя в блоге. – Они собирались вместе и заявляли «Мы осуждаем терроризм». И где СМИ? Я не знаю. Все это довольно грустно. И вот почему иногда я говорю нашим людям «а стоит ли туда ходить? Стоит ли говорить или писать эти заявления?» Почему мы должны занимать такую оборонительную позицию? Почему мы уверяем себя, что должны защищаться?… Вы американцы. Вы возглавляете общины. Вы твердите о социальной справедливости. Вы — законопослушные граждане. Почему вы всегда чувствуете себя вынужденными извиниться за каждого чертового мусульманина, который где-то там «съехал с катушек» или что-то там делает насильственно?»

Плакат в Фейсбук:

Мусульманская община в Нью-Йорке большая, разноликая и разнообразная. Имам Ал-Надж Талиб Абдур Рашид – афро-американец из течения «черных мусульман», имам старейшей в Нью-Йорке мечети в Гарлеме, был 10 лет назад героем моего самого первого репортажа о мусульманах Америки. Сегодня он возглавляет Совет исламских лидеров Большого Нью-Йорка. Он уверен, что осуждение Исламского Государства помогает его деятельности, как проповедника и достигает молодых мусульман.

«Здесь идет целенаправленная информационная кампания, направленная на Америку и остальной Западный мир, от определенных сил за рубежом, – говорит имам. — Особенно они пытаются повлиять на молодежь. Молодые люди задают естественные вопросы, они хотят знать, неужели взгляды и перспективы являются законными или незаконным в соответствии с нашей верой? Никогда не бывает слишком много учебы или слишком много проповедей для того, чтобы установить истину».

Роберт Перез – стратег-политтехнолог, работавших для многих кампаний по улучшению взаимоотношений с различными гендерными и религиозными меньшинствами в Америке. Он провел успешную кампанию, изменившую настроение в Пресвитерианской церкви Америки в пользу рукоположения ЛГБТ в духовный сан. В радиоинтервью Перез сказал, что обе кампании неравнозначны. «#Не от нашего имени» способно достичь немусульманской аудитории, которые готовы были бы симпатизировать мусульманам. Зато кампания «#Мусульмане извиняются», это как заслон на дороге, устроенный демонстрантами. Она вызывает позитивные эмоции среди своих, но мешает движению и раздражает шоферов на шоссе.  С точки зрения профессионального пиара, такая кампания игнорирует страхи публики, и потому обречена на провал. Она ничего не делает для снижения уровня озабоченности и страха, которые разделяются большинство американцев по отношению к мусульманам.

Опыт учит, что не обязаны соглашаться с пиарщиками, даже маститыми профессионалами. Ведь не только кампании различных меньшинств вызывают подобное противодействие среди своих же. Насилие против женщин породило кампанию под хештагом «#Не все мужчины». Однако на него немедленно откликнулись мужчины и женщины кампанией «#Да, все женщины». И таких кампаний в социальных сетях будет все больше и больше. Они становятся частью идентификации современного человека. Обе кампании мусульман вместе приносят пользу. Они говорят людям, что мусульмане бывают очень разные, не все они на одно лицо. Мусульмане говорят разными голосами, на разный лад, как и все люди, и разрываются между различными побуждениями.

«Понимаешь, с одной стороны надо как-то остановить исламистское насилие, отразить фундаментализм, — сказал мне мой друг-пакистанец, сотрудник инвестиционного банка на Уолл-Стрит, — С другой стороны, из любви к Богу я не могу прекратить говорить об исламе, и просто стать средним американцем, и говорить о бесйболе и телесериалах. Однако я тебя спрашиваю, как долго еще нам надо оставаться «профессиональными» мусульманами, и чувствовать себя обязанными отдуваться за всех»?

Сокращенная версия статьи была опубликована в приложении «Независимой газеты» «Религия» (Москва)

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: