Michael Dorfman’s Essentials

Дефолт для больших

Михаэль Дорфман

Как произойдет крах Евросоюза? Дефолт для больших

Если дефолт грозит крупной стране Еврозоны

Скажем, Испании. Вполне вероятно, что испанская банковская система находится накануне краха потому, что активы испанских банков (аналогично американским) в большой мере гарантированы недвижимостью, и обвал цен на недвижимость вызовет банковский крах. Аналогичная проблема существует и в Ирландии, но Ирландия – маленькая страна и ей помочь куда легче, чем Испании. Выкуп испанских долгов сильно отразится на состоянии всей финансовой системы ЕС, существенно снизит кредитный рейтинг всех стран зоны евро, а также резко поднимет стоимость кредита. Тяжелая цена может не найти понимания в Европейском совете, и Испания не получит денег на решение своих проблем. Есть много возможностей для развития такого сценария, и ни одна из них не благоприятна. Скорей всего можно ожидать экономического потрясения похожего на то, что произошло в Исландии, причем волны разойдутся далеко за пределы Испании. За Испанией неизбежно последует Португалия. Да и другие страны ЕС могут поддаться панике, способной развалить весь монетарный союз ЕС.

Однако, если страны-участники решат сохранить союз, то им придется разрешить Испании временно покинуть зону евро. Это не противоречит Мастрихстскому и Лиссабонскому соглашениям, хотя там и ничего не сказано о такой возможности. Выход Испании вызовет сильные колебания обменных курсов и резкий скачок инфляции во всей ЕС. Такое развитие событий превратит монетарный союз в крутящуюся дверь, и страны-участницы будут входить и выходить оттуда по различным, вероятно, не всегда чистоплотным мотивам. ЕС придется решать, что выгодней, сохранить опцию выхода с последующим возвращением или отказаться от монетарного союза вообще.

Что будет, если начнется каскад дефолтов в зоне евро

Что получится, если триллионый фонд выделенный для спасения стран-членов ЕЮ иссякнет, либо не будет согласия в деле помощи странам-участницам. Рынок кредитных свопов реагирует немедленно и жестко – кредитные рейтинги стран зоны евро упадут не только у страны, намеревающейся совершить дефолт, но и у других стран, находящихся в затруднительной финансовой ситуации. Речь идет прежде всего об Ирландии, Греции, Португалии, Испании и Италии. Если же паника распространится еще и на Францию и Германию, то обвал рынка уже не удастся остановить никакими экстренными фондами. Даже германская экономика, при всей ее мощи, находится не в очень хорошем состоянии. По некоторым рейтингам, германские правительственные ценные бумаги находятся в том же положении, что и греческие за год до кризиса. Облигации германского правительства считаются более рискованные, чем акции французской фирмы молочных продуктов Danone. Надо учесть, что методы определения финансовых рейтингов в последнее время подверглись жесткой критике. Ведь рейтинговые агентства давали наиболее высокие рейтинги американским ценным бумагам, названым позже «радиоактивными отходами». Однако, если не удастся избежать дефолта одного из членов ЕС, то на рынке появляется соблазн спекулятивной атаки на остальных, а то и на всех членов зоны евро, чтобы заработать на дефолте куда более крупных размеров. Германия довольно легко могла выкупить долги Греции. Не проблема для германской казны, если придется заодно выкупить Ирландию. Однако, вероятно, что придется нелегко, если к списку добавится Италия. А уж если еще и Испания, тогда дело становится неподъемным. Италия или Испания не могут объявить дефолт евро, но могут оказаться банкротами. Такой сценарий угрожает распадом зоны евро. Тем более, что политические настроения в Германии (и/или другой «богатой» страны ЕС – Нидерландах) могут склониться к извлечению выгод от того, чтобы избавится от бремени забот о других странах. Такое развитие событий настолько нежелательно, что даже Германия, твердо проводившая принцип «Невыкупной статьи», была вынуждена пересмотреть свою позицию и принять участие в выкупе Греции.

Обвальный дефолт стран – новых членов ЕС, не входящих в зону евро

Спекулятивная атака на новых членов ЕС с большой вероятностью приведет к ничем не покрытому дефициту, в то время, как глобальные инвеститоры и международные финансовые учреждения (особенно в зоне евро) проходят период консолидации и сокращения расходов. Тенденции обесценивания национальных валют с августа 2008 г. отражает эти опасения, хотя с тех пор деловая активность несколько оживилась.

Восточноевропейские страны не способны самостоятельно отразить спекулятивные атаки, Даже относительно крепкие экономики, как Польша или Чехия. Успешная спекулятивная атака на слабую страну, вроде Румынии или Венгрии может вызвать и куда более широкую атаку на все страны Восточной Европы. Если обменный курс их валют резко упадет, то население не сможет платить по ипотечным ссудам, которые в большинстве восточноевропейских стран привязаны к иностранной валюте (как правило, к швейцарскому франку, японской йене или евро). Дефолт (или даже сильные колебания курса) вызовут массовый отток капитала и правительства не найдут денег на обслуживание своих долгов. Такая ситуация угрожает и западноевропейским банкам, которые по сути контролируют финансовую деятельность в восточноевропейских странах. Например, доля займов стран Восточной Европы в австрийских банках составляют 50% от всего совокупного национального продукта Австрии. Так, что успешная спекулятивная атака на восточноевропейские страны или дефолт одной из этих стран создадут тяжелейшие проблемы не только для нее, но и для западноевропейских стран, особенно для Австрии. Обвал банковской системы спровоцирует кризис и в зоне евро. Австрия явно не располагает ресурсами для спасения своей банковской системы, так, что системный кризис перекинется и в зону евро.

Для предотвращения подобного сценария ЕС предусмотрел специальный спасательный фонд в размере 25 миллиардов евро. Из него 10 миллиардов уже были израсходованы на помощь Латвии и Венгрии. Дополнительные средства заложены в триллионом Экстренном стабилизационном фонде ЕС, а также могут быть получены из Евробанка по реконструкции и развитию и Международного валютного фонда. Экстренный стабилизационный фонд был создан на основе идей экономиста Денила Гросса. (Daniel Gros, Collapse of Eastern Europe? The rational for European Financial Stability Fund, 25 февраля VaxEu.org). Триллион евро составляет около 5% совокупного национального продукта Евросоюза. 700 миллиардов евро там прямо предназначены для предотвращения экономического коллапса стан-участниц. В существующих условиях системного кризиса капиталистической экономики, руководству ЕС удалось сломить сопротивление Германии плану помощи. Вместе с тем, были учтены германские пожелания обусловить получение помощи жесткими мерами по снижению дефицита платежного баланса.

Для учасниц Евросоюза, имеющих свою национальную валюту предусмотрены также жесткие требования перехода на евро. В западноевропейских экономических кругах выдвигают даже варианты создания более дифференциированного членства в ЕС (что их противники видят как дискриминацию стран-участников). В ЕС также рассматривается возможность ускоренной процедуры приема стран в зону евро, с тем, чтобы защитить страны ЕС от хищнического рынка спекуляции валютой и уменьшить шансы сопротивления со стороны местных евроскептиков. Однако, такая возможность встречает сопротивление в политических кругах на местах. Министры финансов ряда стран зоны евро сделали заявления в таком духе, что смягчение правил подрывает кредитоспособность всей системы.

Вместе с тем, многие правила и законы ЕС по сути подорваны многочисленными исключениями, сделанными по политическим соображениям. Например, инфляционный критерий, сформулированный в Мастрихстском соглашении, имевший смысл в условиях 1990х годов, но сейчас стал дискриминационным и потерял всякий юридический и экономический резон. Правило, что инфляция в стране-кандидатге на вступление в зону евро не должна превышать 1.5 раза по отношению трех последовательных уровней инфляции в трех странах ЕС с наиболее низкой инфляцией, не применяется к самим членам зоны евро. Здесь уровень инфляции регулируется Евробанком. Новые восточноевропейские участники ЕС в любом случае настолько тесно связаны с банковской системой Западной Европы, что их крах повлечет за собой крах всей системы.

Крах внутреннего рынка ЕС

Этот сценарий похож не предыдущий, но не обязательно связан с восточноевропейскими странами, а захватывает западные страны-участницы ЕС, имеющие собственные национальные валюты – Великобританию, Данию и Швецию. Такой сценарий может начаться аналогично предыдущему, от дефолта одной из восточноевропейских стран и последующей за ним биржевой игре на понижение остальных новых членов ЕС. Однако, вместо краха системы случается иное массовая девальвация их валюты по отношению к евро.

Зона евро уже сталкивалась в прошлом с аналогичными проблемами в связи с обесцениванием британского фунта стерлингов. Это тяжело ударило по обменному курсу евро. Ведь на внутриевропейских валютных торгах британская валюта куда важней курса американского доллара. Европейский монетарный рынок остается достаточно напряженным, и напряжение лишь усилится с обесцениванием каждой валюты.

С точки зрения экономической теории в такой ситуации нет большой проблемы. Евро пользуется репутацией стабильной валюты. Высокий обменный курс создает здоровый операционный дефицит, что благотворно для международного валютного рынка. Однако, политически, в случае кризиса многие правительства неизменно будут против обесценивания европейских валют против евро, поскольку она подрывает конкурентоспособность товаров зоны евро. Великобритания не обладает большим производственным сектором (работающим на экспорт), а потому не рассматривается, как угроза. Другое дело, такая страна, как Чехия – крупнейший производитель европейских автомобилей. Уже сейчас французский президент обрушился с резкой критикой на французские автомобильные фирмы, производящие в Чехии машины для продажи во Франции. Нетрудно себе представить враждебную реакцию Франции или Германии (и других стран ЕС), если чешская крона девальвирует 50% своей стоимости. Вряд ли они смирятся с таким ударом по собственным производителям, и удержаться от протекционистских мер, которые подорвут всю систему европейского общего рынка. В отличие от Великобритании, Дании и Швеции, Чехия или Польша лишены (в длительной перспективе) возможности не вступать в зону евро, не рискуя быть исключенными из системы единого европейского рынка. Саркози этого не говорил прямо, но подошел близко, чтобы это сказать. Евро несомненно является валютой Евросоюза, на этом стоит общий внутриевропейский рынок и подрыв евро не будет приветствоваться. Если какая либо страна попытается использовать преимущества обладания собственной валютой, чтобы играть против стран зоны евро, то ей не стоит удивляться, если другие страны не попытаются ограничить ее доступ на общий рынок. Такое развитие опасно не только для зоны евро, но и для всего Евросоюза.

Существуют и сценарии куда более долговременных процессов, способных взорвать Евросоюз, как например диспропорциональное развитие стран-участниц, что может подтолкнуть к выходу из ЕС его более сильных и крупных стран, как Франция и особенно Германии. Распад ЕС возможен и в случае роста инфляции в зоне евро с благословения Евробанка, и в результате создать хроническую дефляцию. Такая ситуация опять же может подтолкнуть к выходу из зоны евро Германии. Германия будет полагать, что может обеспечить лучший экономический порядок, возродив свою марки и избавившись от отвественности за более слабые страны. Крах зоны евро и распад ЕС может произойти случае прихода к власти крайних евроскептиков в крупных странах участницах Евросоюза. Ведь Ес до сих рассматривается многими в Европе, как затея элит и не пользуется широкой популярностью. ЕС обвиняют в чрезмерной бюрократии, отсутствии прозрачности. Как только что-то идет плохо, то принято сразу обвинять Евросоюз. Впрочем, во многом виноваты в этом и лидеры стран Евросоюза. Не так давно были наконец назначены президент и комиссионеры (министры) ЕС, однако лидеры крупных стран Саркози (Франция), Браун (Великобритания) и Меркель (Германия) приложили много сил, чтобы назначен был никому неизвестный и безличный бельгиец, а не яркая и харизматическая личность, могущая бросить им вызов. Евросоюз больше занимается регуляторными вопросами, и сам по себе не имеет возможностей, а тем более бюджетов для пропаганды и пиара своей линии. В Евросоюз идут работать кадровые бюрократы и специалисты, неспособные увлечь воображение масс. Способные и удачливые политические деятели не идут в Евросоюз. Должности премьер-министров и президентов куда более привлекательны для амбициозных политиков, чем должности председателей европейских комиссий и членов Евросовета. В случае серьезного кризиса в ЕС, особенно в связи с обесцениванием валют членов ЕС вне зоны евро, многие политики могут счесть полезным для себя провоцировать вражду к ЕС. Критика Саркози французских автопроизводителей не имеет смысла в нормальных рамках ЕС, но она выражает убеждения, популярные в среде его избирателей. Не трудно себе представить, что произойдет в случае перевода французской автомобильной промышленности в более дешевую Восточную Европу. Европа обладает сильным гражданским обществом. В отличие о США, здесь сильны профсоюзы и другие общественные силы, способные оказать серьезное политическое сопротивление стремлению большого бизнеса к слишком быстрой максимализации доходов. Собственно, и с точки зрения свободнорыночной экономики единая валюта, монетарный союз и фиксированный обменный курс необязательны, однако Евросоюз – это куда более грандиозный проект, обещающий не только барыши Большому бизнесу, но и процветание всем своим гражданам.

Статья првая Дефолт для маленьких

©Михаэль Дорфман 2010
© Michael Dorfman 2010

24/06/10

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a comment