Michael Dorfman’s Essentials

Анабелл Гурвич

Михаэль ДОРФМАН

ВЫ УВОЛЕНЫ!

Annabelle Gurwitch 

«Интересно, а смогла бы Виона Райдер получить свои первые роли, если бы она выступала под своей фамилией Гурвич?», – обронила как-то в интервью сатирик и артист стэнд-ап комеди Сара Сильберман. Сама Сара не раз шокировала аудиторию и вызывала на свою голову нарекания в расизме, сексизме, гомофобии и прочих грехах. Да и ее «родные» еврейские организации не скрывали своего возмущения ее шуточками. Проблема, все же существует, хотя в Америке о больше любят говорить об антисемитизме во Франции.

Актриса и писательница Анабелл Гурвич фамилии не меняла даже выйдя замуж. Она из Алабамы, и вся Америка знает, что самые упрямые – оттуда. Правда, Вуди Аллен (который тоже ради успеха отказался от своей фамилии Кенигсберг) уволил Анабелл Гурвич из своей постановки «Писательский блок» не поэтому. «Как вы играете, это – ужасно!  Ничего не хорошо. Все – плохо! – отчитывал ее маэстро прежде, чем выбросить вон, – Вы выглядите умственно отсталой!».

Я хорошо могу себе представить эту сцену потому, что мне приходилось наблюдать Аллена в гневе. Адвокат Майк Цвейг, который ведет некоторые мои дела, представлял также Вудди Аллена на процессе против его бывших компаньонов несколько лет назад. И я случайно столкнулся с великим артистом и режиссером в лобби адвокатской фирмы, где никого и ничего не замечавший артист отчитывал свою помощницу. Все было как в самых невротических сценах его фильмов, только значительно хуже, потому, что во всем этом не было ни капли юмора.

Анабелл Гурвич рассказывает «Я поняла, что есть два выхода. Либо замереть, приняв позу зародыша, либо начать говорить. И я начала рассказывать. Сначала своему гинекологу. Потом таксисту, друзьям, знакомым, просто людям, с которыми сталкивалась». Позже получилось шоу, где Анабелл Гурвиц рассказывала об увольнении. В марте прошлого (2006) года вышла книга «Уволен!» а сейчас, в конце февраля 2007 и документальный фильм «Уволен! Истории уволенных, выгнанных, отставленных и сокращенных».

Фильм, как и книга – цепь веселых и грустных, забавных и трагикомических историй известных людей, навевающих очень невеселые мысли о том, как из страны с солидным трудоустройством на всю жизнь Америка превратилась в общество с очень хрупкими и нелогичными трудовыми отношениями.

Перед зрителями проходит целая галерея людей известных – киноартисты Фелисити Хофман, Трим Аллен, Дейвид Кросс, Боб Сэджет, популярные сатирики и телеведущие Энди Боровиц и Билл Маэр. Писатель-сатирик, соавтор одной из популярнейших сатирических программ «Ежедневные новости с Джоном Стюартом на «Comedy central», играющий самого себя и исполнительный продюсер комического телесериала «Умерьте свой пыл» Ларри Дейвиса Джеф Гарлин рассказал, как был тринадцать раз уволен из того же самого торгового центра. Гарлин не подошел там ни клерком в книжном магазине, ни в магазине одежды, ни клоуном на детской площадке, ни швейцаром в кинотеатре. Впрочем, Гарлина недавно уволил и знаменитый Дональд Трамп, магнат недвижимости, по прихоти захотевший стать телеведущим.

Энди Боровиц рассказал, как был выброшен из второсортного телешоу «Факты жизни», где работал сценаристом. Продюсер вменил ему в вину, что «диалоги такие одинаковые, что зритель не различает между Тутти и Натали». Боровиц держался за место, потому, что был тогда очень беден и никому неизвестен. «Я даже ездил на работу в общественном автобусе, что в Лос-Анджелесе равносильно питаться из мусорника». Но тут он нахально ответил боссу: «Как же не различают, если одна – толстая, а вторая – черная?»

Актриса Илана Дуглас рассказала, как была уволена трижды в один день. Ее уволили даже с должности гардеробщицы. «Как так, ведь у меня были вешалки, и я знала, что такое пальто…».

Тейт Донован рассказал, как кусал губы, когда его заменили Мэтью Бродериком в киноверсии «Факельной песни». Досады добавляло, то, что фильм, как и телесериал, снимали как раз напротив квартиры Донована. Он вынужден был смотреть, как Бодерик играет его роль. «Это был, наверное, самый черный и жалкий момент в моей жизни. Я позвонил в полицию и пожаловался на шум, который создают съемки… Когда я услыхал полицейские сирены, то решил, что мои молитвы услышаны. Я должен был разочароваться, когда выглянул в окно и увидел, как Мэтью подписывает им автографы».

Анабелл Гурвич замечательный рассказчик. Шесть сезонов она ведет программу «Ужин с фильмом» на телеканале TBS. Она еще и журналист-радиокомментатор, ведет программу «День ко дню» (Day to day) на Национальном общественном радио (NPR), а еще часто выступает в программах NPR «Все считаeтся» (All things considered) и других.

Анабелл говорила не только с коллегами. Она расширила свой поиск, проверила ситуацию в агентствах по трудоустройству, с гос. чиновниками, с экспертами по банкротству, с людьми, уволенными с высоких постов, как, например, Вальтер Шейб, уволенный первой леди Америки Лорой Буш с должности шефа кухни Белого Дома из-за «уснувших устриц». В фильме есть и женщины-работницы, уволенные кадровиком-фанатичным борцом с курением за то, что были замечены за курением сигарет в нерабочее время и за пределами предприятия.

Есть интервью с экономистом и писателем-сатирком Беном Стейном, изгннного всемогущим  военным министром Дональдом Румсфельдом с должности спичрайетра Белого Дома. Самому Румсфельду недавно президент тоже посоветовал пойти домой, но его в фильме не было. Жаль, журналисты любили его за острый язык. От левых, в фильме выступил Стивен Рич, бывший при президенте Клинтоне министром труда. Он не только анализировал стремительно меняющийся американский рынок труда, но и рассказал, как он сам не пришелся ко двору в оффисе Генерального прокурора, где он начинал свою карьеру.

Про Вуди Аллена не приходится беспокоиться, хотя его постановку «Писательский блок» «Нью-Йорк таймс» назвала «мизерной» и «из вторых рук». Беспокоится сама Анабелл Гурвич. В телефонной беседе со мной она подтвердила, что до сих пор носит с собой шоколадку, на случай, если уволят. Хотя с тех пор она снялась в нескольких фильмах, (в том числе в «Кабельном парне» о котором мы вспоминали в связи с актрисой Ирит Бар http://www.booknik.ru/news/report/?id=14906 ). Она получает роли на телевиденье, и самое главное, избегает безработицы тем, что сделала ее свой главной темой. Но… кто знает? 

«Я тут обнаружила процветающую индустрию, одну из немногих растущих отраслей в нашей стране, – говорит Гурвич,- Легче найти джоб в трудоустройстве, чем на производстве… Целая индустрия работает, чтоб тебя уволить, а потом помогать тебе, раз ты был уволен».

* * *

Сделать бизнес из своего увольнения удается далеко не каждому. Чаще делают бизнес на увольнении других людей. В статье  «Почему стоит перестать кричать про антисемитизм и полюбить Францию?» (http://www.perspektiva.co.il/show_file.asp?num=332)  я рассказал историю о том, как российские хозяева из Кремля и РТР пытались уволить весь состав русской редакции «Евроньюс», но получили от ворот поворот.

Я получил несколько откликов из Франции, с новыми подробностями, которые я когда-нибудь расскажу. Законы Франции не позволяют просто так выкинуть на улицу журналистов, раскрутивших проект с ноля и заменить их «сынками и дочками» новых российских хозяев жизни.

Зато законы в Америке или в Израиле, тоже спешащим стать на путь «свободного рынка» никак не защищают работников, попавших в похожую ситуацию. И я рассказал историю о том, как новые русские хозяева купили русскую версию газеты «Форверст» и не только выбросили с работы всю редакцию во главе с главным редактором Леонидом Школьником, но даже имена Школьника и создателя газеты Едидовича исчезли из списка бывших редакторов.

Собственно, пожатие плечами вызвало не поведение русских деятелей, выгнавших людей, а старых хозяев «Форвардса», гордящихся своими гуманистическими традициями рабочей солидарности и социальной ответственности еврейского социалистического Бунда. Статья вызвала интерес, и я получил просьбы перепечатать ее из 11 различных изданий, где редактора сочли ее достоверной и заслуживающей общественного интереса.

Пришел отклик неизвестного мне до того Михаила Немировского, назвавшегося, главным редактором «Форвардс-Форум». При новых владельцах газета исчезла из доступных мне киосков и из интернета, на глаза не попадалось никаких существенных публикаций, как это было во времена Школьника, а старые подписчики жаловались, что прекратили получать газету. У нас были уверены, что русский «Форвардс» приказал долго жить. Особенно после того, как с его помощью не удалось сагитировать  достаточно народу для избрания на Всемирный сионистский конгресс в Иерусалиме сколько-нибудь представительной делегации русско-американской еврейской организации, которую рекламировал «Форвардс».

Правда, в моей картотеке есть один Михаил Немировский, только он не журналист, а пресс-секретарь одной из многочисленных организаций пытающихся представлять русских евреев в Америке – ВКРЕ, родом из Перми, женил несколько лет назад сына, и по свидетельству пермяков, в молодости хотел стать зубным врачом. Если речь идет о том же самом Немировском, то он, вероятно, не стал врачом, хотя и разговаривает во множественном числе как старые доктора. У врачей непрофессионально ставить заочный диагноз, даже такой размытый, как «истерический эпатаж».