Michael Dorfman’s Essentials

МЕНЯ УБИЛИ НА ТОЙ ВОЙНЕ

Михаэль Дорфман

МЕНЯ УБИЛИ НА ТОЙ ВОЙНЕ

Мы придумали для потустороннего мира
условный свист, чтобы не разминуться.
Я пробую воспроизвести его в надежде,
что все мы умерли, не подозревая об этом

Эудженио Монтале (перевод Е. Солоновича)

У каждого пятого британского ребенка есть воображаемые друзья. Каждый второй из них играет с этими друзьями. У каждого из нас, наверное, были. Моим воображаемым другом лет до 11-12 был Бог. Я ему объяснял нашу жизнь, делился мыслями и планами. Ничего не просил дать, а лишь изредка просил помочь мне что-то сделать. Он помогал. Иногда он не советовал делать.

Когда мне пришлось идти на войну, я поначалу очень боялся погибнуть. Не боятся лишь идиоты, а разумный человек учится преодолевать свой страх. В этом мужество. Армия не учит преодолевать страх. Там учат не думать о страхе за выполнением заученной рутины. Это теория. А практика совсем иная. Помогает не думать о страхе, когда отвечаешь за других людей, боишься за их жизнь и безопасность. Помогает, когда не думаешь о будущем, а лишь о том, что предстоит сделать сегодня. Это все отталкивание страха. Преодолеть страх на войне мне помог мой друг Бог.

В сумерках я вез солдатскую почту на позиции по тесной дороге в Ливанских горах. Мой напарник накурился гашиша и спал в кабине. Я боялся засады, боялся бомбы на дороге. Самодельные бомбы, на самом деле мешки гвоздей с взрывчаткой в середине, и шнуром, тянувшимся в придорожные кусты.

Бог вдруг явился из детства, и я его сразу его вспомнил. Бог сказал мне: «Теперь тебе нечего боятся. Тебя уже убили. Тебе осталось лишь заботиться – о выполнении задания, о благополучии твоих подчиненных, о себе самом».

Это было откровением. Раз я погиб, то все происходит как бы не со мной, а я могу смотреть на происходящее сверху и спокойно оценивать ситуацию. С тех пор в критические моменты я вспоминаю, что уже погиб, и все это не со мной происходит.

Недавно я думал, почему всю жизнь вокруг меня бушевали бури, разрастались и лопались проекты, бушевали кризисы и страсти, а мне, чтобы не сглазить… Помню, как выходили из себя люди, когда в самый разгар страстей, в пике тяжелых дебатов или кампаний я спокойно ложился спать.

Потому что я погиб на той войне, я принес оттуда понимание, что мне не нужна жадность к деньгам, славе, власти, сексу, любви. Всего было и так достаточно на день сегодняшний. Не надо было стремиться к обладанию. Главное было позаботиться о тех, кто со мной, об их благосостоянии и удовольствии. И все получалось в лучшем виде. Я находил правильных людей и не мешал им делать, то, что они хотели. Это был мой секрет лидерства. Дела как-то решались благополучно, удавались лучше, чем я мог запланировать. Да и заработок всегда получался сам собой.

Так и живем. Спасибо тебе, мой друг Бог.

Добавлено 26.03.2009

“Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже  умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще”.

Цунэтомо Ямамото  “Хагакурэ”.

Михаэль Дорфман © 2009
Michael Dorfman © 2009

Впервые опубликовано в ЖЖ 6 марта 2009

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a comment