Michael Dorfman’s Essentials

И РАСКАЯЛСЯ АВРААМ

Михаэль Дорфман

И РАСКАЯЛСЯ АВРААМ

21430278_1850993071583132_959607752589319844_n

וַיָּשָׁב אַבְרָהָם
Ве яшав Авраам. Это принято переводить, «И возвратился Авраам…» (Бытие 22:19 )
Сначала написать мидраш.

– Что значит не зарезал?! Вы слышите?!! Он не зарезал!!! Ему ничего нельзя поручить!!!!
– Ой готеню, боже мой! Не смешите меня!! Почему у всех мужья, как мужья, а у меня такой шлимазл!!!
– Подменили! Ему подменили, а!! Лучше бы тебя, наконец, подменили!! И зачем я с ним связалась, со шмоком!!! Загубила свою молодость!! Надо было у Фараона оставаться в Египте!!!!
– На козла, а?! Козла он мне тут приплёл!! Небось, пошел забивать козла со своими собутыльниками, вместо того, чтобы делом заниматься!!!
– Бог?! Слышите, он вдруг бога вспомнил!!! Бедный твой бог!!! Эти три бездельника, его дружки, это и есть твой бог! У меня тут нажрались на халяву да еще делали неприличные намеки!! Надо было тебя выгнать в пустыню вместе с твоей шиксой и ее выблядком!!!

И вот тогда
וַיָּשָׁב אַבְרָהָם אֶל־נְעָרָיו וַיָּקֻמוּ וַיֵּלְכוּ יַחְדָּו אֶל־בְּאֵר שָׁבַע וַיֵּשֶׁב אַבְרָהָם בִּבְאֵר שָׁבַע׃ 
Вэ яшав Авраам, «возвратился Авраам к отрокам своим».(Быт 22:19).

Нью-йоркский рабби Сид Шварц считает, что переводить это яшав надо не как «вернулся», а как «раскаялся» Авраам. Ведь слово-то, одно и тоже, вернуться и каятся. Отсюда и «тшува» – покаяние. 10 дней тшувы – это как раз 10 дней покаяния между Еврейским новым годом и Судным днем, который наступает в четверг вечером.

Толкование р. Шварца подкреплено и первым стихом этой главы. «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего» (Быт 22:1) Как единственного, если чуть выше целая история о том, что у Авраама два сына? В предыдущей главе как раз о том, как Бог спасал Агарь, показал ей колодец, и она подняла с земли умирающего Исмаила и тогда Бог обещал произвести из него великий народ – арабов.

В 21- главе Бог был занят. Исправлял содеянное Авраамом преступление по настоянию ревнивой Сарры. В 22-й главе о том, как Бог вернулся к Аврааму и потребовал за это сына, «которого ты любишь».

Здесь нет никакой проверки верности, ни слепой, ни сознательной. Зачем это Богу, который и так все знает? Бог возвращается к Аврааму, чтобы сурово покарать содеянное Агари и Исмаилу. 
Здесь урок о том, какая цена взыщется за иррациональную ревностность, за содеянное предательство ближнего, которого сам отчуждаешь от себя.

И теперь понятней, почему «возвратился Авраам к отрокам своим», к Исмаилу, и к Исааку. И «и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии» (Быт. 22:19)

Вирсавия – это где-то около современной Беер-Шевы. Р. Шварц говорит, что есть талмудический мидраш, где Авраам раскаивается, ищет Агарь и Исмаила. Возможно, приношение Исаака и было началом его тшувы, его покаяния.

Легче всего свалить все на глупую и вздорную женщину. Однако смысл раскаяния в том, чтобы взять ответственность на себя, покаяться перед Богом, извиниться перед людьми и искупить свою вину перед природой, которой тоже наносится вред. И это все, что еще можно сделать в ожидании вердикта, который припечатывается в Судный день.

Мне действительно очень жалко и стыдно за те обиды и оскорбления, которые я нанес кому нибудь здесь, с умыслом и без умысла. Я обычно сразу извиняюсь. И не делаю этого лишь тогда, когда извинение может нанести еще больше вреда и обид. Я желаю всем вам, мои друзья и читатели, гмар хатима това – доброго окончания суда и хорошего, удачного года.

sara2

  • Sep. 15th, 2010 at 2:10 AM

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a comment