Michael Dorfman’s Essentials

Зачем Израилю демократия?

 

 

Михаэль Дорфман

Зачем Израилю демократия?


Для иллюстрации страшного кризиса лидерства в современном Израиле достаточно двух показательных фигур – Биньямина Нетаниягу и “специалиста по дипломатии” от НДИ Дани Аялона

 

 

Kандидат на пост главы правительства Израиля Биньямин Нетаниягу велел послу Израиля в США Салаю Меридору удалиться со встречи с государственным секретарем США Хиллари Клинтон, и тот подал в отставку. Вражда и зависть Нетаниягу к Салаю Меридору (и особенно к его брату Дану) хорошо известна в израильском политическом бомонде. В конце прошлого правления Нетаниягу в 1999, его же партия постаралась назначить Меридора на пост главы Еврейского Агентства (Сохнут). Это было одним из последних плевков в лицо обанкротившегося правления Нетаниягу. Вероятно, теперь Нетаниягу думал, что опозорит Меридора, но лишь еще раз продемонстрировал свою мелочную, подленькую и мстительную натуру человека больше хитрого, чем умного. 

* * *
Вероятно, муж американского госсекретаря, бывший президент США Билл Клинтон не скрыл от супруги своего мнения о Нетаниягу. Если и скрыл, то ей напомнит Деннис Росс, ее специальный советник по делам Персидского Залива и Юго-Восточной Азии, бывший во время правления Нетаниягу координатором Белого Дома по Ближнему Востоку. В своей книге “The Missing Peace” (`Потерянный мир`) Росс не церемонится с предполагаемым израильским премьер-министром. Он рассказывает, как после того, как выяснилось, что Нетаниягу отказался выполнить данное во время переговоров обещания, Клинтон ёмко высказался Россу «Этот куриный помёт (chickenshit по-американски значит трусливый лжец). Я не собираюсь мириться с его бычьим дерьмом». (boolshit – значит здесь наглая ложь).

Эйрон Дейвид Миллер, бывший заместителем Росса во времена Клинтона тоже хорошо запомнил Нетаниягу. В книге «Too Promised Land» (`Слишком обетованная земля`) Миллер вспоминает, как после первой встречи с Нетаниягу летом 1996 года, Клинтон смачно выругался и риторически спросил «Что он о себе воображает? Кто тут к черту великая держава?» Интересная цитата из интервью Джо Локхарта для книги «The Truth about Camp David» (Правда о Кемп-Дейвид, где проходили трехсторонние переговоры между Клинтоном, Нетаниягу и палестинским лидером Арафатом). «Это самый отталкивающий тип, которого можно встретить. Просто мошенник и лжец». Локхард был в то время пресс-секретарем Клинтона. И чтобы не было сомнений, он добавил: «Каждый раз, когда [Нетаниягу] открывал рот, не было никакой уверенности, что тот говорит правду». Мое короткое знакомство с деятельностью Нетаниягу лишь подтверждает это мнение.

* * *
Что же Салай Меридор? Он не был блестящим дипломатом, да от посла в Вашингтоне этого и не требуется. Политику с Америкой у нас делают прямо из кабинета премьер-министра. Посол больше занимается пропагандой. Меридор честно озвучивал израильскую позицию, колебался вместе с нашей изменчивой политикой и выкручивался, как мог, из невозможных ситуаций, когда факты противоречили израильским объяснениям. Меридор достойно ушел, заявив, что освобождает место для доверенного человека новой администрации. Я не искал с ним встреч, когда он был в посольстве от Сохнута, хотя познакомился с ним еще во время службы в армии и неплохо знал его по Иерусалиму.

Во всяком случае, о Меридоре нельзя сказать ничего порочащего, не то что о его предшественнике Дани Аялоне, нынешнем парламентарии от партии «Наш Дом Израиль». Аялон как раз отличался заносчивостью, высокомерием, скандалами с сотрудниками и персоналом. Не отставала и жена Аялона, очень похожая капризным характером на супругу Нетаниягу Сару. Аялона сопровождали скандалы в неположенной трате казенных денег, в результате которых был отозван его личный телохранитель Лиран Петеризель. Еврейский мир все равно остался местечком – даже в Иерусалиме, Нью-Йорке или Вашингтоне. Все всех знают, скрыть ничего невозможно, а обманывать можно лишь тогда, когда хотят быть обманутыми. Про Аялона ходили истории с коврами, которые он то ли унес домой из посольства, то ли наоборот. Все знали, что Аялон не мог наладить отношений с подчиненными. Знали про издевательства его жены Энн над домработницами. Посла Аялона открыто игнорировали не только видные еврейские деятели Америки, но и израильтяне – представитель Израиля в ООН Дани Гиллерман и генеральный консул в Нью-Йорке Алон Пинкус. В еврейских организациях, в Белом Доме и Конгрессе они котировались куда выше, чем Дани Аялон.
Когда тогдашний министр иностранных дел Сильван Шалом решил уволить Аялона, тот обратился к адвокатам с тем, что, как политический назначенец, он может быть уволен лишь решением всего правительства. Позже обнаружились записи, которые делал Аялон в интимных беседах своих гостей. А потом еще громкий скандал с супругой израильского министра иностранных дел Джуди Шалом Нир-Мозес. В конце концов Аялон был вынужден покинуть свой пост и прокуратура рекомендовала отдать его под дисциплинарный суд. Специальный следователь Управления государственной службы Натаниэль Левит несколько раз выезжал в Штаты, и к обвинениям Аялона добавилось еще одно – попытка запутать следствие. Не спасла Аялона и протекция Дова Вайсгласа, управляющего делами кабинета Шарона

***
Однако в израильский политический фольклор вошла не вынужденная отставка Аялона, а именно назначение его на пост посла. Аялон служил при премьер-министре Ариэле Шароне в должности советника, а на самом деле – высокооплачиваемого официанта, встречавшего и провожавшего иностранных гостей. В 2002 в правительстве национального единства, во время очередного конфликта между премьер-министром и министром иностранных дел Шимоном Пересом, каждая сторона сумела снять с дорожки кандидата другой на пост посла в Вашингтоне. Посольство оставалось без посла. В конце концов Перес и Шарон договорились встретиться и решить вопрос. Отношения между ними никогда не были хорошими, а в то время и вовсе испортились. Оба деятели принесли с собой списки, но не могли согласиться ни на одной кандидатуре. В конце концов Перес вспомнил рекомендацию гендиректора МИДа Йоси Ядина, предлагавшего на пост посла в Вашингтон бывшего руководителя контрразведки Шабак Ами Аялона. И тут как раз в кабинете случился однофамилец – Дани Аялон. Опыта в дипломатии у него не было.

Перес махнул рукой и сказал «пускай будет Аялон». На том и порешили. После этого во время беседы с Аялоном Шарон спросил, «А мог ли ты (в Израиле все не ты) служить послом?». «В любой стране`, – отвечал Аялон. – `Разве что, кроме США…»

Весь опыт дипломатической работы Аялона заключался в роли помощника представителя Израиля в ООН Йорама Аридора, сидевшего там в политической ссылке. Аридор был виновником гиперинфляции, а затем заявил, что поправить экономику можно переходом на доллар. Долларизация продолжалась в Израиле ровно один день. Аридор объяснял на радио и телевидении свою программу, но уже вечером срочно вызванный из-за границы премьер-министр Ицхак Шамир уволил Аридора. Аялон был при Аридоре скорее секретарем и шофером, чем дипломатом. В то время в Вашингтоне советником посольства служил и Биньямин Нетаниягу. После скандала с тогдашним послом в Вашингтоне Меиром Розеном, под которого Нетаниягу копал с первого дня своего появления в посольстве, Нетаниягу убрали оттуда и назначили в ООН. Теперь Аялон – главный специалист по дипломатии при Авигдоре Либермане, рвущемся в наши министры иностранных дел, а Нетаниягу, вероятно, возглавит израильское правительство..

* * *
Рамки материала не позволяют добавить больше сочных подробностей о Натаниху, Аялоне да и вообще израильской дипломатии. Да и зачем? Для иллюстрации страшного кризиса лидерства в современном Израиле достаточно этих двух показательных фигур – Биньямина Нетаниягу и Дани Аялона.

И все же, в отличие от наших правозакрученных критиков, я не могу желать своему правительству неудачи. Если Нетаниягу станет премьер-министром, а Дани Аялон, Авигдор Либерман и другие деятели правых партий сформируют правительство, то я желаю им успеха в деле достижении мира и безопасности для всех нас в Израиле и Палестине. Нельзя желать зла собственному правительству. И еще я желаю успехов в укрепления демократии и власти закона в Израиле. Ведь демократия нужна Израилю потому, что это единственная работающая политическая модель, способная минимизировать влияние личных качеств политика на выполняемую им работу. А политики у нас пошли – как на подбор.

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2009
© 2009 by Michael Dorfman. All rights reserved
——————————————————
Три тома сборника «Евреи и жизнь» Михаэля Дорфмана вышли в одним из крупнейших российских издательств АСТ и успешно расходятся.

 Книги можно приобрести в Доме книги в Москве, а также на интернет магазинах и в Ozon.ru
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4241152/