Michael Dorfman’s Essentials

December 22, 2007

НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ НЕ БЫЛО БЫ ПРОБЛЕМ, ЕСЛИ БЫ НЕ ГРЯЗНОЕ СЛОВО НА ТРИ БУКВЫ

Filed under: Америка, Израиль, журналистика, книги, Israel — lamerkhav @ 11:33 am

Свидетель века. Сегодня все меньше и меньше людей, кому подходил бы этот затертый журналистский штамп. Кажется, что никого из очевидцев уже не осталось из тех, кто был в самом водовороте событий. Однако они есть. Рут Грубер, отметила свое 95-летием выпуском книги воспоминаний «Свидетель».

Грубер была журналисткой одно время работала для правительства США, для своих друзей в Белом Доме Франклина и Елеонор Рузвельт. И сейчас она пребывает в полном уме и твердой памяти и рада звонкам и гостям в своей квартирке около самого Сентрал Парк в Нью-Йорке.

Рут Грубер училась в Германии, стала свидетельницей прихода к власти Гитлера, начала преследований евреев. В середине 30-х годов она побывала в Советской России, проехала ее вдоль.

В холодной Якутске она сумела пробраться в сталинский лагерь, встретила находившихся в ссылке троцкистов. «Они ненавидели сталинскую тиранию, работали против нее», – вспоминает Рут Грубер. Записки из лагеря она сумела вынести в лифчике.

Во время II Мировой войны Грубер была специальным эмиссаром по делам беженцев. Она сопровождала знаменитый транспорт с 1000 беженцами из Неаполя в США. «Я многое поняла о еврейском мужестве, – рассказала она в одном интервью, – как они боролись, скрывались в лесах и горах… Это было время идеалов, время мужества и героизма».

После войны по заданию «Нью-Йорк Пост» Рут Грубер освещала работу Англо-американского комитета по изучению ситуации в Палестине, во многом определившем политику США по отношению к сионизму и новосозданному Еврейскому государству. Свое отношение к происходящему на Ближнем Востоке сегодня она формулирует коротко: «Президент Гарри Трумэн однажды сказал мне, что там, на Ближнем Востоке не было бы никаких проблем, если бы не одно грязное слово на три буквы». Трумэн говорил по-английски и имел ввиду oil – нефть. 

Грубер тепло вспоминает своих друзей: президента Франклина Делано Рузвельта и 

Его жену Елеонор. Дело не только в личной симпатии, но и в том, что успех еврейства Америки, создание преуспевающего еврейского среднего класса во многом результат не каких-то таинственных «еврейских генов», а социальной инженерии рузвельтовской  политики «New Deal». Рузвельт первым понял, что капитализм не способен исправить последствий Великой депрессии 30-х годов, ни даже самого себя. Именно благодаря законодательным актам, как DJ bill, давший миллионам демобилизованных солдат возможность получить высшее образование за государственный счет помогла более чем полумиллиону еврейских ребят и девушек сделать первый шаг вхождения в американский мейнстрим. Благодаря рузвельтовской политике предоставления субсидированных и гарантированных государством ипотечных ссуд демобилизованным солдатам, миллионы американцев смогли стать домовладельцами. Кадровая политика Рузвельта привела во власть и в администрацию тысячи женщин и представителей этнических меньшинств. Еврейство Америки сполна использовало открывшиеся возможности. Рут Грубер – может быть один из последних живых свидетелей эпохи американского либерализма, заложившей основы современной Америки.

Witness by Ruth Gruber. Shoken 2007

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a comment