Michael Dorfman’s Essentials

January 5, 2008

ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ

Filed under: заметки — Tags: — lamerkhav @ 4:22 pm

 Давно лежит у меня незаконченный мемуар о моих приключениях в ГДР. Среди персонажей Гершом Шолем, Маркус Вольф, Вальтер Биньямин.
В 70-е гг. я учился в Иерусалимском университете. После нескольких курсов советского мединститута На медицину меня не взяли, и я учился на научного медика, т.е. на исследователя в медицинских науках без права лечения. Медицина меня не привлекала никакая, ни лечебная, ни научная. Вместо занятий в клинике “Хадасса”, я пропадал на гуманитарных лекциях. Слушал великих – Йехезкиэля Кучера, Шмуэля Эттингера, Хаима Рабина, Шауля Либермана и разумеется старенького уже тогда Гершома Шолема. С Шолемом связан и мой восточно-германский эпизод.

В начале 1970 х Шолему удалось получить в ГДР доступ к архивам  литературоведа и философа Вальтера Биньямина. Они дружили с юности и до самой гибели Биньямина от чрезмерной дозы опиума во время бегства от нацистов на франко-испанской границе в 1940 г. Невестка Биньямина Ханна Арендт сообщила о его смерти Шолему в Иерусалим.

Архив Биньямина в Германии конфисковало гестапо, а позже его увезли в Москву вместе с другими гестаповскими архивами. Позже русские передали архивы ГДР.

В Восточной Германии тогда жило достаточно много евреев-коммунистов, знавших и Биньямина, и Шолема, и Теодора Адорно, помогавшего Шолему.  Брат Шолема – Вернер, и брат Биньямина Георг были коммунистами, погибли в нацистских концлагерях и считались там героями. Доступ к документам удалось получить, но когда зашел разговор о их вывозе, то неожиданно воспротивилась другая невестка, вдова Георга Биньямина Хайде, бывший генеральный прокурор и министр юстиции ГДР. Архивы все же удалось сфотографировать и вывезти копии по частям из ГДР.

Мне пришлов вывозить кажется, последнюю часть архива. Как я там случился, долго рассказывать, но я был в Западном Берлине, когда получил этот джоб. С каким-то сомнительным шведским проездным листом я переехал в Восточный Берлин. Первые два дня мне там чудились  штази под каждым кустом, но потом я попал в круги очень интересных, почти исчезнувших теперь немецких евреев. Все крутилось вокруг Дворца Республики Palast der Republik на Унтер-ден Лиден, в уютных кафе и пивных этого огромного, тогда еще нового комплекса, вместе с берлинской телебашней служившего символом социалистической Германии. Мне, новому израильтянину, лишь незадолго до того покинувшему СССР было интересно и поучительно и во многом определило мои взгляды, смягчило мой стихийный антикоммунизм, привело меня к мысли, что везде люди живут.

Решение написать я принял еще в 2003 году, когда узнал, что Дворец Республики намерены разрушить и восстановить на его месте какой-то тупой символ пруссачества. Не то, что я любил когда то коммунизм, но как раз в ГДР я начал понимать, как много интересного и творческого пряталось за его фасадом, за страшными словами КГБ и штази.

Впрочем, не обошлось и без штази. Разумеется, они знали обо всем, но видимо, не возражали. Уже после падения Берлинской стены, м,не пришлось встретится с «человеком без лица», бывшим главой восточногерманской разведки Маркусом Вольфом. Он сказал, что знал о бумагах Вальтера Биньямина, хотя естественно, не помнил подробностей. Чтоб написать, надо было съездить в Берлин.

В 2006 начался снос Дворца Республики, и в том же году не стало другого символа ГДР Маркуса Вольфа. В том же году вышел замечательный фильм «Прощай, Ленин». OST-algie старым временам в Германии усиливается. Не только низы в Восточной Германии не хотят жить по-новому. Похоже, что и верхи не хотят. Об этом у меня в архиве интереснейшее интервью с дирижером Куртом Мазуром, записанное в Тель-Авиве в 1991 г.

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a Reply

