Michael Dorfman’s Essentials

December 30, 2007

К КОМУ ПРИДУТ ДЕТИ ХАРЕДИМ?

[info]iwr утверждает, что его (их) внуки будут иудеями, а наши – нет.

Куда же на самом деле идут дети харедим?

  Вот тут у меня результаты переписи американского еврейства. В 1975 – харедим составляли 10% общины, а все ортодоксы – всего 20%. В 1993 г. тот же результат. В 2006 – ортодоксальная община правда увеличилась, но на 1%.

  В Израиле в 1948 г. партии харедим набрали 5 мандатов. В 1976 – 6, на следующих выборах – 4. И так до сего дня 4-6.

И это при безусловно высокой рождаемости харедим, запрете абортов и презервативов, ранних браках и т.п
Так куда же они деваются?

  Они идут к нам. Как начал ортодоксальный иудаизм закостеневать где-то в 17 веке, так и ломанула толпа из загнивающего местечка, так и продолжают приходить уже 200 лет. Включая потомков великих раввинов и цадиков.
  А если там какой-то просвет на харедимной улице, то их сразу же отрицают и изгоняют, как произошло с Modern Orthodoxy.

Все они приходят к нам, в лоно прогрессивного и гуманного еврейства.

  • iwr с моими оценками не согласен. Он предлагает считать вместе: ультра-религиозных хареди, религиозных националистов и так называемых традиционных;
  • указывает на то, что «ортодоксальных» мандатов еще больше;
  • указывает, что я вроде бы «забыл» социальный бунт и массовую эмигргацию из России;
  • Указывает, что сегодня ШАС и ультререлигиозные партии под крышей блока «Еврейство Торы» обладают 18 мандатами;

Во-первых про ортодоксальные мандаты, то известно, что половина израильтян, положительно относящихся к ортодоксальной иудейской традиции никогда не голосует за религиозные партии, что избиратели ШАС в большинсве своем не являются ультраортодоксами-харедим и спокойно сочетают уважение к иудейским праздника с поездками на футбол в шаббат.

Не следует мешать в одну кучу с ультраортодоксами и религиозных националистов. Нет сомнения, что после неизбежного отступления с территорий число их сторонников упадет. Надо надеятся, что это пойдет на благо иудейскому религиозному национализму, принесшему в жертву безнадежному поселенческому проекту все свои замечательные проекты, как Университет Бар-Илан, религиозные кибуцы, больничные кассы, газеты, молодежное движение и многое другое. Да и свои идеалы «Торы и труда».  Хотя сегодня New-age-иудазим как Хабад уже отрывает от них значительные куски.

Забыл ли я русскоязычную эмиграцию?. Во-первых, там процент обратившихся к ортодоксальной версии иудаизма людей примерно таков, как в общем у израильского населения. Поэтому русские эмигранты не изменили баланса. В 1950-70х гг. религиозный блок (который редко выступал согласованно) обладал теми же 16-18 мандатами, только арабские евреи, которые сейчас голосуют за Шас, отдавали свои голоса Религиозно-национальной партии Мафдал собиравшей до конца 70-х гг. 10-12 мандатов, что вместе с 4-6 мандатами ультраортодоксов составляли то же самое.

Оставим стороне политическую коньюктуру.
Iwr привел данные Израильского статистического управления роста, показывающие «медленный но верный», по его мнению рост всего религиозного сектора  Израиля

2002: 15.9; 2003: 15.7; 2004: 16.7; 2005: 16.5; 2006: 17.3

Даже если эти цифры достоверны, то они все равно подтвердждают мой тезис о массовом исходе людей из религиозного сектора. Потому, что, в соответствии с демографическими данными  о семьях ортодоксов, где в среднем 5-7 детей и демографический бум 70-х годов, то прирост религиозного населения должен быть по крайней мере в 2 раза больше. 

Насколько данные  достоверны? 
  Мне приходилось дважды работать счетчиком во время переписей населения в Израиле. Из собственного опыта, я знаю, что перепись в ультререлигиозных кварталах (как и в арабском секторе, скати) проводится приблизительно. Там больше доверяют статистическим формулам, чем результатам. Во-первых население не желает сотрудничать с властями, не пускает переписчиков, опасаясь, что их обложат налогами. Налоговые инспектора и вовсе там появляются лишь в сопровождении усиленного полицейского конвоя, да и то часты вспышки насилия и массовые беспорядки.
  С другой стороны, известны факты массовых приписок с целью получения субсидий на йешиботы и другие культовые проекты. В прессе были публикации о приписках многих тысяч мертвых душ, фиктивных классов и даже целых йешиботов, о получении мошенническим путем из казны десятков миллионов. По таким делам в разное время были осуждены различные функционеры, в том числе религиозные парламентарии.  

И все же в Израиле действительно наблюдается рост проявлений религиозности в общественной жизни.
  Израиль все больше и больше превращается в типичное ближневосточное государство. Рост проявлений религиозности, вмешательства религии в политику, религиозной риторики связан не так с возросшей тягой израильтян к религии, как общей тенденцией на Ближнем Востоке.
  Израиль, настаивающий на своем еврейском характере и не сумевший отделить религию от государства, находится в самом сердце региона, в чем очень похож на соседствующие с ним «арабские» и «исламские» республики.
  Израиль никак не изолирован от тенденций, охвативших его соседей. Повсюду на Ближнем Востоке светский социалистический национализм уступает позиции исламизму. Израиль, никак не сможет избежать этой тенденции, и надо полагать, что со временем ведомое зелотствующими мессианцами «государство галахи» может победить, что грозит сделать вооруженный ядерным оружием Государство зраиль в такую же угрозу миру, как исламскую республику Иран. Надо полагать, что подобное развитие вызовет массовую эмиграцию сильных слоев населения и лишит Израиль безусловной поддержки евреев во всем мире.

Advertisements

3 Comments »

  1. Вы имеете в виду только ашкеназских харедим? А то успехи партии ШАС…

    Comment by grimalkin2006 — December 30, 2007 @ 5:20 pm

  2. Успехи ШАС надо проверить временем. Там ведь совсем не религиозный электорат во главе с очень фундаменталистскими лидерами.
    Вроде мусульманских братьев. Это явление совсем другого рода, общественно-политическое, а не массовое обращение к религии.
    Их электорат всегда существовал, только был разделен между разными правыми сионистскими партиями, которые играли на их потоптанной гордости. Они голосуют за ШАС но спокойно ездят на футбол по субботам. Чтоб сказать что-то определенное о ШАС надо бы подождать ухода р. Овадии.
    Кроме того, израиль все больше и больше приобретает черты типичного ближневосточного государтва. И религия там играет ту же роль, что в окружающих его “арабских” и “исламских” республиках. И это совсем другая тема. Вот тут мой материал по теме
    http://www.lebed.com/2004/art3947.htm

    Comment by lamerkhav — December 31, 2007 @ 12:07 pm

  3. > iwr утверждает, что его (их) внуки будут иудеями

    Речь, вообще-то, шла про юзера uri_superfin :). Вы сказали, что у него нет “купчей на иудаизм”, а я лишь привел стат.данные.
    И, кстати говоря, израильского рост религиозного сектора здесь вообще с боку с припёку: в Израиле при любом раскладе ассимиляция мизерна. В данном контексте важнее, что происходит с реформистами в смысле демографии (см. ссылку там же).

    Comment by iwr — January 1, 2008 @ 2:52 am


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: