Michael Dorfman’s Essentials

December 24, 2007

Еврейское Рождество

Filed under: Еврейский словарь, Идиш, Рождество, Yiddish — lamerkhav @ 1:30 am

На еврейское рождество, да на турецкую пасху – говаривала наша соседка, когда хотеля сказать о чем-то невероятном. Примерно, как евреи говорят «Когда придет Мессия». Про приход Мессии поговорим в другой раз, а сейчас, к Рождеству мой текст «Еврейское рождество».

… Среди хасидов существует обычай на «нитльнахт» делать подсчет налогов на целый год. В их среде бытуют рассказы о раввинах, пытавшихся учить Тору в «нитльнахт». Хасидский цадик из Лиски как-то попытался, но Бог раз за разом насылал на него дремоту, чего никогда не случалось с этим ученым раввином, посветившим изучению секретов Торы всю жизнь.

В статье «Об их празднике, называемом “нитль”» в еврейском теологическом журнале «Мория» Раввин Йосеф Либерман предлагает очень ревностным учащимся пойти спать в полдень, и, проснувшись в полночь, заняться изучением Торы, чтоб не потратить зря отведенного Господом время. Такой обычай существует в среди хасидов Вижницы. Впрочем, по рассказу известного нью-йоркского адвоката, его прадед, хасидский раввин рабби Шалома из Каминки отказывался спать в «нитльнахт», поскольку «Тора виделась ему даже во сне»…

Еврейская «История Иисуса» («Толдот Йешу»), еще известная как «История о повешенном»  – это своеобразное анти-евангелие, написанное то ли в VI, то ли в XI в. на древнееврейском языке и приписывалось одному из величайших авторитетов Талмуда рабби Йоханану бен Закаи. Сочинение это расходится с канонической талмудической традицией и тем более с Евангелиями. Оно было широко известно среди евреев Средневековья, а в XVI было переведено на латынь. Согласно «Истории о повешенном» Иисус творил чудеса лишь потому, что был «баал-шем» (букв. «хозяин Имени (Божьего)»), т.е. колдуном. Он якобы позаимствовал в Иерусалимском храме полное имя Бога, так называемое «Шем а-малэ» и утратил чудотворную силу, когда этот амулет у него отобрали. Между прочим, «Повесть» рассказывает, что Иисус заколдовал себя от казни через повешение на дереве, поэтому один из судей Синедрина предложил повесить его на капусте, по Божьей воле разросшейся до огромных размеров….

«Еврейское рождество».

Advertisements

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: