Michael Dorfman’s Essentials

December 19, 2007

Тора тоже состоит из историй. Памяти Марка Дербаремдикера.

Filed under: Иврит, заметки, Yiddish — Tags: — lamerkhav @ 12:50 am

  Только недавно узнал, что в октябре ушел из жизни замечательный киевский идишист Марк Львович Дербаремдикер. По-еврейски его звали рэб Мордкэ.Фамилия, непроизносимая для русского человека историческая, значит «Боже милосердный». Она пошла от великого Леви-Ицхакa из Бердичева, одного из тех евреев, что брались судить самого Бога.

Умирают последние представители их поколения. Кажется, Йосл Бирштейн когда-то сказал, что только когда еврей умирает, то о нем начинают рассказывать истории и тем самым возвращают их к жизни. Рассказывая их истории, мы можем вернуть к жизни целое поколение, тех людей, которых не хватает еврейской культуре. Давайте начнем.

Вот первая. Рабби Нахман из Браслова, (крепко пострадавший от предка Марка Львовича, но что это за евреи без иудейских войн) говорил, что даже Тора тоже состоит из историй.

Я тут поместил воспоминания о Марке Львовиче моего отца, еврейского журналиста Бориса Дорфмана и ссылку на замечательный сайт собранных Марком Львовичем еврейских пословиц. Их можно не только прочесть, но и послушать.

Борис Дорфман

ПРИЯТНЫЕ ВСТРЕЧИ

            Приезжая в Киев, я первым делом спешу в синагогу на Подоле, чтобы встретить моего старого друга Марка Львовича Дербаремдикера. Я знаю, что он постоянный участник молитвенной службы на протяжении многих лет. Я знаком и с его остальными братьями, которые сейчас проживают в Америке. Их необычная фамилия досталось им от прославленного прадеда – знаменитого Бердичевского цадика, известного деятеля хасидизма. Много раз, навещая Бердичев, я посещал старинное еврейское кладбище и могилу цадика.

            В свидетельстве о рождении, выданном в 1920г., записано на языке идиш, что мальчику Дербаремдикеру присвоено имя Мордехай. Такие документы в то время выписывались в Бердичеве и во многих местах, где компактно проживали евреи. Язык общения у них был идиш, национальный язык большинства еврейского народа на Украине, Польше и других стран.

            Отца Мордехая звали Лейви-Ицхок в честь деда, знаменитого Бердичевского цадика. Дербаремдикер, что по русски переводится «проситель у Милосердного (Бога)». С конца ХVIII-го века в течение 25 лет занимал он  должность главы бет-дина, и собрал вокруг себя большую общину. Реби Лейви-Ицхок оставил много литературных произведений и песен на идиш. Их поют и сейчас.

С четырех лет грамоте малыша учила мать. Затем в хедере он учился читать, писать а также осваивать ежедневные молитвы по сидуру в оригинале. Хедер помещался в здании синагоги. Здание сохранилось. Там и сейчас размещается еврейский молитвенный дом. С помощью раввина перечитывали ребята все пять книг Торы. Изучали и осваивали традиции еврейской жизни. Ученики постарше изучали многочисленные комментарии к Торе написанные знаменитыми мудрецами. В хедере царила доброжелательная обстановка. На содержание хедера, родители исправно платили плату – «схар лимуд».

            «Заложенные родителями и полученные знания в детстве и юношестве, а также знакомство с еврейскими традициями, стали основой дальнейшего жизненного опыта, который позволил выжить в непростых условиях советского строя. – Вспоминает теперь уже немолодой Марк Дербаремдикер, –  Я сохранял и соблюдал на должном уровне еврейские традиции, полученные в своей семье, и этим показал многим евреям пример»,.

Реб Мордхе хорошо помнит родительский дом, где на стене висели две картины. На одной – развалины Иерусалимского храма. На другой изображен эпизод казни еврея испанской инквизицией за отказ предать веру своих отцов и принять христианство. Помнит он также другие памятные предметы: книги, открытки с изображением мест Святой земли, где жили праотцы нашего еврейского народа, изображение выхода из египетского рабства, пуримские и ханукальные поздравительные картинки… Как несравнимое богатство хранили в доме пасхальную посуду: ящик для мацы, бокалы для вина, и специальный бокал для пророка Элиягу. Помнит, какой торжественный был пасхальный сэдер, как светились ханукальные свечи и как сладко пела мама народные песни… Не забываются те четыре вопроса на Пейсах, который спрашивал он в детстве?

После того как советская власть ликвидировала хедер,  Дербаремдикер продолжил школьное образование в советской трудовой общеобразовательной еврейской школе, где все предметы преподавались на идише. Изучение религии и древнееврейский язык были запрещены. Впоследствии он занимался своей гражданской профессией – инженера и научного работника. Одновременно продолжал пополнять свои знания по еврейской истории и культуре, благодаря источникам, доступным ему на разных языках. Изучал известных философов, историков различных времен, главным образом еврейских, читал мировой классики и современных еврейских авторов.

Марк (Мордехай) Дербаремдикер и его братья стали активистами еврейского движения. Он несколько лет преподавал язык и литературу идиш на разных курсах, также и в Киевском Соломоновом Университете. Два брата Дербаремдикеры живут в Нью-Йорке. Они публикуют свои статьи в еврейских газетах на идише и принимают активное участие во многих еврейских мероприятиях в США. Дербаремдикер начал выступать на многих научных конференциях, печататься в еврейских журналах и газетах. Он поднимал много интересных вопросов, в особенности касающихся еврейской литературы на языке идиш, а также все, что связано с еврейской жизнью «идишкайт». 

В начале 90-х годов, после выхода на пенсию Дербаремдикер начал активно посещать синагогу, где его все зовут реб Мордехаем. Он является почетным членом  главной киевской синагогальной общины. Эту синагогу он называет главной не только в Киеве, но и по всей Украине. Здесь было единственное место, где после войны и до второй половины 90-х годов ХХ-го столетия, евреи могли познавать и выполнять заветы Торы, молиться и общаться между собой. Будучи в Киеве по служебным делам в далекие советские времена, я обязательно приходил сюда на утреннюю молитву. После реставрации она не уступает другим европейским синагогам. В свое время здесь встречались Леви-Ицхак из Бердичева и основатель ХАБАДА Рав Шнеур Залман из Ляда. Оба были сватами-“мехтуним”. Сюда приезжают и приходят все гости еврейского Киева. Много лет руководит религиозной жизнью молодой раввин рабби Яков Дов Блайх.

            Реб Мордехай – большой специалист по еврейским символам. Он считает, что они сыграли особую роль в сохранении нашего народа, в течение многих веков. После разрушения Иерусалимского храма, наши мудрецы учредили большое количество традиционных символов. Наши обряды оказались прочнее тех рукотворных чудес, которыми пользовались другие могущественные империи, исчезнувшие исчезли с арены истории одна за другой.

            «Евреи в изгнании не были привязаны к стране, где они жили, и главное правило звучало так: “Передай сыну своему…”, рассказывает Дербаремдикер, –  Так повторялось из поколения в поколение. Также, что «все евреи ответственны друг за друга. Взаимную ответственность символизирует мезуза, на косяке дверей, к которой каждый обязан прикоснуться и поцеловать. Соблюдение кашрута, порядок зажигания свечей в пятницу, кидуш над вином и хлебом, праздничные трапезы, соблюдения субботы и всех праздников, порядок чтения молитв, ношение талита а также исполнение заповеди наложения тфилин, который одевают на руку и голову».

            Будучи жизнелюбом и большим оптимистом, Реб Мордехай обращается к нынешним евреям, тем, кто ушел в большую политику, чтобы: “Помнили, что не смотря на то, что они сейчас находятся на пике славы, с каждым может случиться малейшая неудача, которая повлечет за собой беду на целый еврейский народ”. Цитируя слова мудрого еврейского поэта Давида Гофштейна: “Когда собираешься открыть новую звезду, смотри, чтобы твоему народу не стало от этого темнее!”

Advertisements

1 Comment »

  1. Вспомнил, что ссылка на статью про Йосла Бирштейна здесь
    Вы видели, как смеется иерусалимский сапожник

    Comment by lamerkhav — December 19, 2007 @ 10:56 am


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: