Michael Dorfman’s Essentials

December 10, 2007

Как помирить всех евреев?

  Папа прислал заметку на юрцайт – 90-ю годовщину смерти Дедушки еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима. Я собирался написать, но не собрался.Хотя писал о нем и много интересовался. О Менделе есть в эссе «Как евреи произошли от славян». По этому поводу я вывесил «Как помирить всех еверев».

Папина заметка внизу. Дай Бог моему 84-летнему папе здоровья.

МЕНДЕЛЕ МОЙХЕР СФОРИМ – 90 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ

 

Менделе Мойхер-Сфорим – настоящее имя и фамилия. Шолом Яков Абрамович (1835/36-1917), еврейский писатель, основоположник новой еврейской литературы. В сатирической пьесе “Такса” (1869), повестях “Кляча” (1873), “Путешествие Вениамина Третьего” (1878), социальных романах “Заветное кольцо” (ч. 1-2, 1888), “Шлойме реб Хаим” (1894-1917) создал широкую картину жизни еврейского народа в России

В 1835 – в местечке Копыль (сейчас в Белоруссии), в семье Абрама Бройде родился сын, которого назвали Яковом. Много лет спустя он получил паспорт на имя Якова Шолома Абрамовича, но известен миру как Менделе Мойхер-Сфорим – еврейский просветитель и писатель-классик. Он учился в религиозной школе, рано ушел из дому, скитался по Белоруссии, Литве, Украине. В Каменец-Подольске Менделе остался жить в доме А. Готлобера, и с его помощью поступил в местное еврейское училище. В 20 лет получил диплом учителя. Свое первое произведение «Письмо о воспитании». он опубликовал в 1857 г. в газете «Га-Магид».

Позже Абрамович переехал жить в Бердичев. Он основал здесь публичную библиотеку, много занимался самообразованием. Свое кредо он определил в названии одного из своих рассказов – «Лимду гейтев» – «Учитесь делать добро». Впоследствии этот рассказ стал основой его первого романа «Отцы и дети», опубликованного на иврите. Свое первое произведение на идиш – «Дос Клейне менчеле» («Маленький человечек») – он подписал псевдонимом Менделе Мойхер-Сфорим («Менделе-книгоноша») и под этим именем навсегда остался в истории еврейской литературы.

Менделе Мойхер-Сфорим работал много и плодотворно. Одна за другой выходили в свет повести, пьесы, литературные очерки, посвященные в основном маленьким радостям и большим горестям жителей еврейских местечек. Большой популярностью пользовался его роман «Путешествие Вениамина Третьего», много лет спустя, уже после смерти автора, поставленный на сцене Еврейского театра в Москве и других театрах.

В 1881 г. Менделе Мойхер-Сфорим принял предложение переехать жить в Одессу. Здесь он возглавил религиозное учебное заведение, в котором он проработал, с небольшим перерывом, более 30 лет. Он ушел из жизни 8-го декабря 1917 г.

На центральном городском Одесском кладбище, на главной алее на памятнике писателя, на украинском языке и на еврейском написано: «Дедушка еврейской литературы».  

Его  книги переведены на русском, украинском, польском, английском и многих других языков. К сожалению его книги, на идиш, которые находятся в библиотеках наших культурных обществах и хеседах мало востребованы.

Сейчас исполнилось 90 лет со дня кончины Дедушки еврейской литературы, Менделе Мойхер Сфорима.. Во многих городах Израиля в наши дни есть улицы, названные его именем. На табличках надпись – «Улица Менделе». И все знают, о ком идет речь.

По теме также моя статья  «Как помирить всех евреев»

Advertisements

3 Comments »

  1. По сути Менделе не является основоположником современной идишистской литературы. Она началась на 100 лет раньше. Как и почему именно его обьявили “Дедушкой идишистской литературы” этом я писал в эсее “Как евреи произошли от славян”. http://korni.jewishworld.ru/case_dorfman3.htm
    Зато он был основоположником современной ивритской прозы. Он сам перевел свои идишистские произведения на иврит. Он был отцом “нусаха” נוסח, ставшего платфорной для совремнной ивритской литературы.
    Менделе был жестоким критиком религиозного засилья, загнившей местечковой жизни. Его псевдоним выбран не случайно. Книгоноша, торговавший святыми книгами, по сути был проводником идей просвещения в еврейском местечке. Из под полы он торговал светскими книгами, еврейскими и нееврейскими, был посредником между вольнодумцами, прятавшими свою жажду знаний. Менделе, однако, писал нма иврите высоким штилем мидрашей и талмудов, потому, что верил, что литература должна заменить мидраши и талмуды. И не только это. Его критика работорговли, человеческого трафиккинда, из тех же краев, откуда идет сегодня, актуальна сегодня. Русский читатель, знакомый «Ямой» Куприна или «Господином из Буэнос-Айреса» Шолом-Алейхема не удивится, встретив на страницах еврейской литературы или на театральной сцене еврея-сутенера. Повесть «дедушки еврейской литературы» Менделе Мойхер-Сфорима (1835-1917) «Стена плача» рассказывает о быте сутенеров и еврейских борделей XIX века.
    Об этом я писал в статье «Еврейская культура – это не только». http://www.jew.spb.ru/ami/A350/A350-041.html

    Менделе был просвещенцем-маскилем, совершенно не укладывался в пасторальный образ “дедушки”.

    Comment by lamerkhav — December 11, 2007 @ 1:34 am

  2. Слова писателя, которые раньше знал любой еврейский школьник, как любой русский школьник знал гоголевский отрывок о птице-тройке.

    «Грустна моя мелодия в симфонии еврейской литературы. Мои труды выражают самую суть еврея, который, даже распевая веселые мелодии, звучит издалека, будто он плачет и рыдает. Почему даже его праздничные гимны на шабес звучат как будто они взяты из Книги плача Иеремии? Когда он смеется, то со слезами на глазах. Когда он пробует веселиться, то горькие стоны вырываются из глубины его сердца — это всегда ой-вэй — горе мне, вэй!»

    Comment by 365 — December 11, 2007 @ 1:37 am

  3. День добрый.
    Мы с вами когда-то списывались, когда вы нашли в интернете мою фотографию реб Боруха Дорфмана. Поскольку его контакты я потерял, прошу вас, если не сложно передать от меня привет и пожелания здоровья. Он еще во львове? Я там часто бываю, с удовольствием завез бы ему пресловутую фотографию с того семинара.
    И спасибо за интересный блог, заношу в избранное.

    Comment by Юрек Якубов — December 19, 2007 @ 7:11 am


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: