Michael Dorfman’s Essentials

ПУРИМ С КУЛИЧАМИ

Михаэль Дорфман

ПУРИМ С КУЛИЧАМИ

– У нас на Пурим двери не закрывались, – рассказал мой 95 летний папа Борис Дорфман.

Собственно Пурим у нас дома назывался пирим, как говорили наши деды прадеды. Дома у папиного дедушки Арна (Аарона) ставили большой стол с угощением. Наш прадедушка был уважаемым человеком в своем городке. Молодым он пришел из Килии, где издавна жила сефардская община выходцев из Арагона, и прижился среди ашкеназов

purim

К празднику пекли большой кулич с изюмом. Так и называлось по-еврейски пирим-койлич. Дети, как и сегодня в Израиле, игрались и баловалось. Детей было много. У прадеда их было 12, важное число в еврейской истории. У каждого из них были свои дети. За столом читали мегилу – свиток Эстер. Достичь молитвенного благо… не получалось. Дверь не зкрывалась. С улицы заходили музыканты, артисты и просто гуляющие знакомые. Были в местечке цыгане-клезмеры. Их лидер Филипп играл на скрипке, а еще очень популярными были цимбалы. Клезмеры ведь не только евреи, а но в на просторах Восточной Европы это был жанр универсал ной народной музыки, где участвовали представители всех национальностей. Играли на свадьбах, праздниках да и похоронах тоже. Гости заказывали клейзмерам и еврейский фрейлехс, и украинского гопака, и польскую мазурку, и молдавскую дойну.
Закрывалась дверь за клезмерами, и приходили из артисты из еврейского самодеятельного театра, из еврейской школы или сионистской организации. На большой праздник особенно много удавалось собрать.

 

kagul_purin

Примерно 1938, Семья

Нуждались все. Надо было и на школу… Учителем и директором там был беженец из Советской России по фамилии Слободской. Вторым учителем, а по совместительству еще и кантором в синагоге, и еще исполнителем великого множества других общинных обязанностей был многодетный еврей по фамилии Рыло. Деньги были нужны и на школу, и на зарплату учителям, и на взятки различным инспекторам, постоянно проверявшим частную еврейскую школу. Насчет кантора, то большинство носящих эту фамилию не имеют в предках синагогального кантора, которо по еврейски называли хазн (хазан) или спивак. Кантор по-еврейски означает менялу, и скорей всего нынешние Канторы, Канторовичи, Кантерманы и Канторенко получили свои фамилии от предков, занимавшихся деньгами, а не пением.

 

Тем временем молодежь уходила из-за стола и шла танцевать до рассвета. Это ведь не только сионисты (в городке их именовали палестинофилами) плясали всю ночь балканскую хору, а с утра шли трудится на поля. Многие из нас формируют понятие  о еврейской жизни в городках и местечках формируются под влиянием нео-местечковой жизни начала 21 века, вроде современного Бней-Брака Кириас-Йовель или Монси. Однако там в течение столетия развивалась светская городская культура, которая без большого сожаления смотрела в прошлое, зато с оптимизмом в будущее.
В сам пуримский день весь городок в складчину устраивал общинный бал: танцы, лотереи, розыгрыши, спектакль, хозяйки жертвовали угощение… и потом опять были танцы… Папе тогда было 13-14 лет и никто не думал, что их ждет советская оккупация, Холокост, Шоковая доктрина и остальные ужасы «просвещенного» XX века.

Комментарий от Баруха Дорфмана
На этой фото сделанной на курорте в Ватра -Дорней (Румынской Буковине) приблизительно в тридцатые годы прошлого века. Там моя бабушка Бруха Зингер, сестра дедушки Боба Фрайберг, их дети и внуки после принятие процедур в парке. Среди детей мои двоюродные Слува и Яша Куна, Песя, и Шлома с сестрой Ука дети тети Леи и др. Многие погибли от рук гитлеровцев…

Впервые опубликовано в ЖЖ 17 марта 2014

Михаэль Дорфман © 2014
Михаэль Дорфман © 2014

 

 

%d bloggers like this: