Михаэль Дорфман
УЗНИК СИОНА ВЫРВАЛСЯ ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ?
Вопрос, который задают себе в православном мире. Что означает встреча между греческим патриархом Иерусалима Феофилом III и бывшим патриархом Иринеем в вторник 22 (9) марта на приеме в честь праздника Сорока мучеников Себастии.
Похоже, что 11 летнее заточение Иринея подошло к концу. В 2001 году после долгих дипломатических трений, Ириней (Скопелитес) был избран 140м патриархом греческого патриархата Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона. Греческое имя патриархии Церковь святого Сиона, а клир и паству зовут сионитами.
Ириней получил наверное один из самых опасных и тяжелых постов, существующих в мировой и церковной политике. Поместный Иерусалимский патриархат завязан в сложном узле отношений между Израилем, Иорданским королевством и Палестинской Автономией. В титул патриарха входит и Сирия, но отношения с сирийскими властями сильно запутаны, а отношения с Антиохийской церковью и вовсе прерваны.
Осложняет положение и то, что священноначалие состоит почти исключительно из этнических греков, уроженцев Эллады, а паства в подавляющем большинстве – палестинские арабы. Только в последнее время под сильным политическим давлением патриархат вынужден был провести хиротонию палестинцев – архиепископа Себастии Феодосия (Атала Хана) в Израиле, и в Иордании фаворит королевского двора самый молодой архиепископ Пеллы Филимон (Сухел Махамре). Молва гласит, что их стараются не допустить вместе, чтобы они не провели хиротонию других епископов. В начале 20го века Антиохийский патриархат тоже был под контролем греков, но националисты бааситы в Сирии посадили там арабский клир.
Палестинское национальное движение тоже начиналось, как восстание арабских прихожан против греческого клира. В 1913 году дьякон Иерусалимской патриархии Иса аль Иса начал выпускать в Иерусалиме на арабском языке газету под названием “Фаластын” (Палестина).
У меня есть микрофильм с подшивкой газеты. В одном из первых номеров Иса писал в редакционной статье, что нет больше сил терпеть коррумпированных греческих попов, и пришло время самим прихожанам подняться за дело церкви. Позже у «Палестины» появились и другие объекты для критики – британские власти, сионисты, коррумпированные иерусалимские нотабли, чья импотентность считается в палестинской истории одним из главных причин национальной катастрофы – Накбы.
В последнее время в церкви также появилось много новоприбывших русских. Арх. Яффский Дамаскинос говорил мне, что в соборе св. Михаила в Яффо каждую неделю справляют 20-30 обрядов крещения по русскому чину.
Обилие самых высоких титулов архиепископов, митрополитов и архиереев в маленькой церкви не должно смущать. Деятель патриархии говорил мне, что как только борода у инока появляется, мы ему даем архимандрита. Пуска думает не о чинах, а еще о чем-то богоспасательном. Архиепископы здесь правящие епископы, а викарные епископы носят чин митрополита.

Кнессет стоит на земле Иерусалимской патриархии
Другой сложный узел завязан вокруг огромного земельного имущества патриархата. Церковь эта небольшая, в основном монашеское Братство Св. Креста. сумевшего за 1700 лет стяжать огромную недвижимость. Земли в средневековой Палестине пустовали, и монахи, в точности, как позже сионистские поселенцы-халуцим, захватывали земли, используя закон Османской империи о стене и башне. Если на пустом участке земли возводили сторожевую вышку и стену, то земля переходила в их владение. Патриархия владеет огромными и самой дорогой недвижимостью в Израиле. На из земле стоит израильский Кнессет и правительственный кампус в Иерусалиме. В их владении территория монастыря Св. Креста, где похоронен Руставелли, комплекс Андромеды я Яффском порту, большие владения в Хайфе, Назарете и Галилее и многое другое.

Адвокат Мира Бурнштейн
Недвижимость и послужила причиной падения Иринея. Дела с недвижимостью никогда не были в порядке, еще при старом патриархе Диодоре. Израильский адвокат Мира Бурнштейн в течение многих лет вела юридические дела патриархата. Когда начались скандалы, она из газеты узнала о том, что ее уволили и наняли Гилада Шера, бывшего начальника канцелярии израильского главы правительства Эхуда Барака.
Адв. Бронштейн не на шутку рассердилась, отказалась передавать дела. Она вчинила патриархату огромный иск за неуплату гонораров. В суде, в СМИ и лично она рассказывала много интересного о том, что творилось за толстыми стенами патриаршей резиденции. Достоянием публики стали постоянные скандалы, внутренняя вражда, махинации, двойная бухгалтерия, подделка документов, сомнительные сделки с полумафиозными местными подрядчиками и иностанными олигархами. Партиархат ведь является поместной церковью, управляется синодом из 17 монахов, и никому не подотчетен. Бумаги ждали подписи патриарха годами, порой десятилетиями. Патриархия таинственно теряла деньги за аренду, проценты и комиссионные от строительства.
Израильский журналист Дани Рубинштейн расследовал в 1980х годах историю, как однажды в канцелярии главы правительства Израиля появился житель одного из ультрарелигозных еврейских кварталов Иерусалима, утверждавший, что он вхож в Иерусалимский патриархат и может помочь выкупить участок, на котором расположен Кнессет и правительственные здания. Через некоторое время он принес бумагу, якобы подписанную патриархом Диодором, и получил от израильского правительства 20 миллионов коммисионных. Позже оказалось, что все это афера. Правительство получило обратно комиссионные, но привлечь мошенника к суду не удавалось. Мошенник предоставил справку, что сошел с ума.
После смерти партиарха Диодора в 2001 году, три владыки вступили в борьбу за трон патриарха. Кампания была исключительно грязной, сопровождалась интригами, ложными обвинениями, публикацией пасквилей, доносами в израильские, палестинские и иорданские спецслужбы. В конце концов местные владыки так перессорились, что синод выбрал «внешнего» Иринея, руководившего подворьем патриархата в Афинах. Ириней привез с собой помощника Апостолоса Вавилоса. Позже выяснилось, что Вавилос находится в международном розыске по делам мошенничества и торговли наркотиками. Вавилос отбыл из Израиля, но его место занял весьма общительный молодой плейбой, выпускник американского колледжа по бизнес менеджменту Никос Пападимос.

Никос Пападимос
Во время отпуска в Европе Никос познакомился с русской израильтянской Катей из Бат Яма. Они поженились и поселились в центре Тель-Авива, сняли шикарную квартиру и у них родился ребенок. Многие в Израиле помнят его шикарные машины, дорогие роллексы. Пападимос быстро вошел в доверие к Иринею, справедливо не доверявшему монахам. Вскоре Никос, стал главным финансистом патриархата и получил доверенность на ведение сделок.
В марте 2004 г. после долгой кампании лоббирования со стороны греческого правительства и американских греков, израильское правительство утвердило Иринея. Меньше чем через год, в январе 2005 года неожиданно исчез Пападимос. Позже выяснилось, что он сбежал в Бразилию, прихватив с собой 6 миллионов долл. из кассы патриархата.

Отель “ИмпериалЖ якобы проданый патриархией израильским поселенцам
Еще через месяц одна за другой всплыли подробности сделок патриархата с различными еврейскими организациями по продаже недвижимости в арабской части Иерусалима. Среди них поселенческая Атерет Коаним (Корона жрецов), занимающаяся иудаизацией арабских кварталов Иерусалима. Среди сделок была продажа через подставных лиц центра старого арабского Иерусалима – улицы у Яффских ворот с гостиницей и магазинами. Все это вызвало бурные протесты арабского населения, правительства Палестинский автономии и получило широкую огласку в мире.
Ириней заявлял, и продолжает заявлять, что сам стал жертвой обмана и ничего не знал про сделки. Назначенный казначеем после исчезновения Пападимоса архимандрит Ириней Малый (прозванный так в отличие от своего большого тезки-патриарха) обнаружил документы и расписки порочившие владыку. Выяснилось, что патриарх Ириней поддерживал контакты с представителями Атерет Коаним. Сами полупатели тоже не молчали, а давили на израильскоео правительство, чтобы закрепить сделки, о которых они, якобы, договорились.
Правительство Палестины создало комиссию по расследованию аферы. Руководители нескольких поместных церквей прервали связи с Иерусалимским патриархатом, а синод и Братство Св. Креста большинством голосов отстранили Иринея. 26 мая 2005 беспрецедентным в истории православия решением, главы поместных православных церквей под председательством Вселенского патриарха Варфоломея отстранило Иринея. Синод в Иерусалиме пошел еще дальше, и лишил Иринея сана, низведя его до простого монаха. Вселенский патриарх назвал это решение неканоническим. В ноябре на патриарший трон взошел новый патриарх Феофил III.

Ириней подымает мешок с пищей
Ириней не признал ни своего отстранения, ни нового патриарха. Он уединился в келье при патриаршей резиденции в Христианском квартале Старого Иерусалима. Ириней заявлял, что его там держат насильно. «Монах в окне» стал туристической достопримечательностью. Мусульманская семья Абу Амар заботилась о его пропитании и построила специальные мостки, чтобы передавать ему пищу. Среди русских паломников в Иерусалиме я слышал, якобы Ириней – святой человек, и его изгнали из-за козней экументистов и сопротивления внедрению баркодов.
Патриархия не раз заявляла, что никто Иринея не держит, но сторонники Иринея говорили, что он не выходит, опасаясь, что его не пустят обратно, и он останется на улице без средств существования. В отличие от своего преемника Ириней всегда отличался скромностью. Он даже отказался от квартиры в шикарном комплексе Андромеды в Яффо (туда поселилась его сестра). Израильское правительство некоторое время не признавало отстранения Иринея. Ариэль Шарон заявил, что не может не поддержать владыку, которого обвиняют в продаже земли евреям. Позже израильтяне уступили сильному давлению американских греков. В поддержку Феофила мобилизовали еврейских конгрессменов, сенатора Джо Либермана из Коннектикута, где живет большая, влиятельная и политически активная греческая православная диаспора, председателя Всемирного Еврейского Конгресса р. Исраэля Зингера и его босса миллиардера Эдгара Бронфмана.
Чиновник израильского министерства религий говорил мне, что они не жалеют о своем решении поддержать Феофила. Хотя он и не признал сделки, совершенной с поселенцами, однако отношения с Иерусалимским патриархатом сильно улучшились. При Феофиле прекратилось участие клира в протестах и палестинской политике. Памятны скандалы 1970х, когда израильтяне задерживали священников, возивших оружие для ООП. Даже очень активный критик Израиля архиепископ Себастийский Феодосий (Ханна) в бытность архимандритом был куда более активным и никого не спрашивал, куда ему ехать и где выступать. Теперь, в качестве владыки нуждается в разрешении сионда, когда выезжает куда-то из своей епархии.
Мой собеседник подчеркнул, что за последние десятилетия отношения израильских властей с церквями в Иерусалиме сильно улучшилось. Уже нет таких громких дел, как высылка армянского архиепископа Казанбегяна за его сотрудничество с палестинским сопротивлением, постоянные трения с латинской патриархией и англиканским викариатом Иерусалима. Трудно назвать одну простую причину: то ли пришло новое поколение, выросшее при израильской власти, то ли здесь сказывается деятельность канцелярии президента Израиля, которая при Шимоне Пересе много работала для сближения с религиозными деятелями в Иерусалиме, то ли грозная ситуация на Ближнем Востоке, то ли израильтяне стали в их глазах не пришельцами, а частью региона.
В ноябре прошлого года Ириней был госпитализирован в Хадассе, и Феофил неожиданно пришел его проведать. День Мученников Себастии также день именин Феофила, и Ириней пришел на прием. Ни канцелярия патриархии, ни Ириней никак не комментировали этого события.