Michael Dorfman’s Essentials

Регина Спектор

Михаэль Дорфман

Можно начинать надеяться: Регина Спектор и ее музыка

Когда живешь в разных странах, говоришь на разных языках, видишь разных людей, то как-то бессознательно учишься выделять «своих». По языку жестов, по лицу, по необычно написанной фамилии. Так несколько лет назад я открыл для себя мало кому тогда известную певицу, поэта и композитора Регину Спектор, нeсомненно, самую известную теперь в Америке музыкальную исполнительницу советского происхождения. Скромная афиша на дверях «Сайдвок Кафе» в Ист-Вилледже сообщала, что там будет петь Regina Spektor. Если бы ординарная у американских евреев фамилия была написана как обычно Spector, я бы скорей всего не пошел. А тут явно «наши»…

Я хорошо запомнил тот вечер, концерт, молодых ребят, тогда еще студентов музыкальной академии. Запомнил почему-то лицо Регины, показавшееся удивительно знакомым. И самое главное — голос, я запомнил ее играющий оттенками и настроениями голос, рассказывающий истории, и даже более того — творящий целое представление. Я покупал все попадавшиеся мне диски Регины Спектор, записанные на маленьких независимых лейблах: «11:11», «Songs». Регина везде была сопродюсером, сама продавала диски через свой сайт, интернет-магазины, в клубах, на концертах, а самое главное — через растущую сеть фанатов и друзей.

Позже, в 2003 году, я даже несколько испугался, увидев на каком-то музыкальном сайте, специализирующемся на инди, рекламу диска Регины Спектор «Soviet Kitsh». Развеселая, густо накрашенная Регина в советской капитанской фуражке пила из бутылки пиво на фоне каких-то пестрых сувениров из «Березки». Ну вот! Я представил себе смесь Шуфутинского с «Руки вверх» и выкинул певицу из головы. Лишь через несколько недель я понял, что ошибся. Стоя в пробке в машине, я услышал голос Регины, исполнявшей незабываемую «Оду разводу» (Ode to divorce) с этого диска, а затем ее интервью в программе Джона Шефера Soundchesk на радиостанции WNCY. И тогда я понял, насколько не соответствует пестрая обложка диска его содержимому: его отличали экономная и изящная аранжировка, чем-то напоминающая Фиону Эппл, и лирика, похожая на Джоан Ньюсом, и удивительный голос, делающий каждый номер произведением искусства.

Родилась Регина в Москве. Папа – фотограф, игрaет на скрипке, мама – учитель музыки. В возрасте девяти с половиной лет, в начале перестройки, через Австрию и Италию Регина вместе с родителями уехала в США и поселилась в Бронксе.

—————————————————————————————————————————-

«Девять с половиной, — подчеркивает Регина, — эта половина как раз очень важна. Я живо помню и Москву, и Пярну в Эстонии, куда мы ездили отдыхать летом. В доме у нас было много музыки. Мы ходили на концерты, балет и оперу, слушали классические записи, папа доставал иностранные диски… Для меня все было классической музыкой, и даже «Битлз», которых любили у нас дома. Я не понимала их лирики, а лишь тра-ля-ля… Английский учился медленно. Еще мы слушали русских бардов с их простой музыкой, зато изощренной философской лирикой».

———————————————————————————————————————————————————
Трудно определить жанр, стиль и направление творчества Регины Спектор: его называют

anti-folk, но в нем есть что-то и от панка, и от инди-рока, и от классической музыки (Регина получила классическое музыкальное образование сначала в России, а затем в Нью-Йорке, у профессора Сони Варгас). Ее сравнивают с Бьорк, с Тори Амос, с Ван Моррисоном. Но она все же совершенно оригинальна. Лирика Регины нарочито интеллигентна, с многочисленными культурными реминисценциями — Эдип, Самсон, Эзра Паунд, Пастернак, а музыка экономна и изящна, как классические японские стихи. Но самое главное — то, как она умеет играть голосом. Так создается уникальный музыкальный стиль, имя которому — Регина Спектор.

«Я учусь, постоянно учусь на всем. Слышу аккорд, он меня вдохновляет, и я пишу кучу песен под этим вдохновением. Я ведь отсталая во многих музыкальных сферах, ничего не понимаю в госпел, например, или в попсе. Но что-то взять могу и у Майкла Джексона или у Стиви Уандера… я все время слушаю, ведь я даже не знаю R&B…»

Позже пришел успех. Регина поездила с The Stroks и Kings of Leon по Америке, ощутила вкус большой аудитории. «Ведь раньше я всегда играла в клубах не больше чем на 300 человек», — рассказывает она в интервью тех лет. После успеха сценического пришел и успех коммерческий. «Играть в таком зале, как Медисон Сквер Гарден, где твое имя сверкает на огромном табло… В этом был какой-то “сюр”».

Регина подписала контракт с Sire Records, дочерней компанией Warner, в каталоге которой Мадонна, Depeche Mode, Madness, Talking Heads, Erasure и многие другие звезды. Sire переиздали Soviet Kitsch, и в 2006-м там же вышел новый диск «Начинать надеяться» («Begin to hope»).

Уже в США Регина училась в религиозной еврейской школе, но советское детство и американское гражданство — неотъемлемые части ее творческой личности. Свое еврейское наследие она выразила в «Самсоне», свою «русскость» — в «Apres Moi», своей любимой американской героине Билли Холидей отдала дань в «Lady».

«Я люблю книги, люблю газеты, люблю слова. Моя привычка читать, как и все мои привычки, не организованная. Иногда читаю несколько книг вместе, иногда одну… Моя любимая книга? Я люблю Чехова, Теннеси Уильямса, Фицджеральда, Толстого, «Мастера и Маргариту» Булгакова, Курта Воннегута, Германа Гессе, Дюма, читаю много поэзии.

Писать песни я любила с детства, но не осознавала этого… Просто сочиняла себе и все. Когда об этом узнали мои близкие, то они сразу же сказали: «Пиши для фортепиано». А фортепиано для меня тогда – это Шопен и Бах! А уж то, что я смогу петь, я себе и не представляла. Иногда я пела в кухне, когда мыла посуду, и мне кричали: «Что это за вопли?!»

Я по себе знаю, как непросто, получив классическое музыкальное образование, творить в ином ключе, но талант нельзя остановить, особенно в таком городе возможностей, как Нью-Йорк, который мы зовем попросту Городом. Регина не остановилась. Она цитирует слова Рэя Чарльза о фортепиано: «Вы знаете, что никогда не можете его постигнуть. Вы всегда находите в нем что-то новое».

———————————————

«Я не перфекционист, — рассказала Регина Спектор радиоведущему Майку Дуайеру в начале декабря 2006. — Запись имеет столько несовершенств. Однако я перфекционист в другом, причудливом смысле. Я сразу вижу, правильная музыка или нет. Если нет, то кто будет это слушать?

…Я довольно жесткая девушка. Значительно жестче, чем мои песни… Иногда кажется, что я девятилетняя девочка, но я выросла. И я выросла в Городе, а значит, все в порядке…

Можете себе представить, что кто-то слушает эти записи и думает: «Вау! Она ненавидит Город, ширяется, отрезает волосы своему парню, что она такая, она сякая… она – одинокая, — Регина усмехается. — Интересно, что они думают, когда читают Кафку? Это должны быть те самые озабоченные, кто думает, что Эминем на самом деле идет душить женщин и отстреливать геев…»

——————————————————

Сейчас у Регины время гастролей. 20 февраля она в Англии, 23-го — на сцене «Лидо» в Берлине, 25-го в Stage Club в Гамбурге, 28-го — в парижском зале «La Trabendo», 4 марта — в Китайском театре в Стокгольме. В тель-авивский клуб «Барби» ее привезли израильские продюсеры Шахаф Шварц и Срулик Ейнхорн. Это не первый ее визит на историческую родину: когда-то Регина рассказывала, что обнаружила у себя талант писать музыку как раз во время поездки с родителями в Израиль.

О чем поет Регина Спектор? Ее песни невозможно пересказывать. Их надо слушать, а еще лучше — смотреть, как Регина их исполняет. Непросто ответить на школьный вопрос: «А что хотел сказать автор?» Скорее всего, название последнего альбома и есть ее главное послание: можно начинать надеяться.

Нью-Йорк 2006

Несколько песен Регины Спектор

Eet – Far – 2009 – 3:50
Us – Far – 2009 – 4:49
Fidelity – Begin To Hope – 2006 – 3:46
The Calculation – Far – 2009 – 3:11


Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2006
© 2006 by Michael Dorfman. All rights reserved
————————————————————————-
Три тома сборника «Евреи и жизнь» Михаэля Дорфмана вышли в одним из крупнейших российских издательств АСТ и успешно расходятся.
Книги можно приобрести в Доме книги в Москве, а также на интернет магазинах и в Ozon.ru

Озон.Ру_Михаэль Дорфман
Все книжные магазины, где можно заказать книги

Advertisements

1 Comment »

  1. Достойная музыка.. мне лично – очень даже “по теме”. Приобретем, послушаем и надеюсь надолго…
    спасибо, Михаэль.

    Comment by alex torbiner — March 7, 2010 @ 1:00 pm


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: