Michael Dorfman’s Essentials

Раввин Стивен Мосс

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ЕВРЕЙСКОЙ ДУШИ

 Rabbi Steven Moss (left) with Michel Dorfman

Интервью с раввином Стивеном Моссом из реформистской синагоги «Бней Исраэль» в Окдейл, Лонг-Айленд, шт. Нью-Йорк
 
 На фото (слева направо) раввин Стивен Мосс и Михаэль Дорфман. Rabi Steven Moss (Left) with Michael Dorfman.

Интервью вел Михаэль Дорфман 

Синагога и общинный центр расположены неподалеку от железнодорожной станции в красивом парке, оправдывающем свое название Окдэль – дубовая лощина. Несмотря на будний день, на стоянке было много машин и встретивший нас раввин рассказал, что это учащиеся вечерних классов иврита и иудейской традиции. Для детей или для взрослых? – поинтересовались мы. Для всех, – отвечал раввин. Раввин Стивен Мосс, расскажите коротко о себе и своей общине -Наша община «Бней Исраэль» – «Сыны Израиля» основана в 1964 г. и в будущем году отпразднует свое 40-летие. Я попал в Окдейл в 1972 г. студентом раввинского отделения Еврейского колледжа Хибру Юнион Колледж в Нью-Йорке. Через два года я получил «смиху» – посвящение в раввины и начал службу в общине. Тогда в общине было 46 семей, а теперь у нас 450 семей. На службу к нам приходят люди со всех мест – с востока есть из Саутхемптона и Ист Мориш, с запада аж из Массапека, а с севера острова к нам едут люди из Смиттауна и Ядерного центра в Стони Брук. У нас очень активное сестричество.   
 
– Как с еврейской учебой?

– Когда я принял общину, около 50 детей посещали школу при синагоге, а теперь 325 активных учащихся на всех уровнях от детсада до старшеклассников, и разумеется, у нас есть программы для взрослых тоже. У нас в школе работают 22 учителя. большое количество различных учебных и культурных программ. Каждый год есть класс основ иудаизма. Мы также готовим к Бар-Мицве детей и взрослых которые в жизни не имели Бар-Мицвы. Иногда бывает до 20-и бар-мицв, а был год, когда всего одна. Я также преподаю курс по еврейской мистике – учению Кабаллы. Несколько недель назад у нас прошли очень интересные семинары, посвященные именам Бога в песнопении и медитации.

Еврейство – это и милосердие, помощь ближнему.

– Разумеется. Мы активно помогаем нуждающимся семьям в нашем округе Саффок, едой и одеждой. Мы также помогаем организациям, поставляющим продовольствие нуждающимся в нашем округе.На Еврейский новый год Рош-ашонэ мы доставляем нуждающимся около тонны продуктов.

Хочу отметить еще одну сторону деятельности нашей общины. Мы проводим большое количество межрелигиозных программ, тесно сотрудничаем с местной католической церковью св. Джона в Богемии в борьбе с проявлениямирассовой и этнической вражды, против предрассудков. Вместе мы объявили наш район Окдел-Богемия зоной, свободной от проявлений вражды. Мы также участвуем совместно с целым рядом синагог и церквей в различных межконфессиональных программах по борьбе с проявлениями этнической вражды. После террористической атаки 11 сентября 2001 мы наладили контакты с мечетью в Селдоме и проводим совместные просветительные программы с мусульманами. До этого многие мусульмане даже никогда не были в синагоге, а евреи в мечети. Теперь же ежемесячно мы встречаемся, изучаем обычаи друг друга: свадебные, траурные обряды, верования и другие вещи, способствующие взаимопониманию.

    Чем должна быть синагога, по-вашему?

– Синагога, прежде всего религиозное учреждение. В идеальном случае она еще и общинный центр, и культурный и крыша для различных общественных проектов. Но в реальном мире это не работает, поскольку люди заинтересованные в очень разных видах деятельности и у нас попросту нет места и возможностей для всех. В Коммак есть большой еврейский центр YMHA, предлагающий значительно больше программ, особенно культурных и общественных. Синагога же – духовный, религиозный центр, где все же можно многое сделать.

Что такое раввин, по-вашему?

Раввин должен быть открыт для любого человека, для любого вопроса. Не только пасуким – религиозные определение (ивр.) или шеилтос – запросы по соблюдению еврейских религиозных законов (ивр.), но также любые обсуждения еврейских законов и обычаев, семейные и личные консультации, посещение больных и немощных, ,работа в больницах, чтение псалмов при церемониях, погребение, разумеется, ведение синагогальных служб… действительно быть здесь для каждого и для всех. Большинство прихожан нашей синагоги не приходят спросить меня вопросы по еврейской теологии – Галахе потому, что Галаха является очень малой частью их жизни.

В Саффоке около 20 тыс. русскоговорящих американцев, из них большинство – евреи. Вместе с тем, как в Нью-Йорке, так и здесь, они не находят пути в еврейские организации. Знаете, на выборах мэра, для русских, для израильских и для американских евреев издавались свои особые материалы на русском, иврите и английском соответственно, и с совершенно различным содержанием.

Хорошо, я не думаю, что надо людей переубеждать. Когда люди приходят в нашу синагогу, то они участвуют с нами в службе, и мы не спрашиваем, во что они верят. Когда они отмечают с нами Шаббат, то мы тоже не говорим им во что надо верить. Они приходят и разделяют с нами праздник. И я думаю, что это чудесно. Для меня иудаизм – не только религия, но и народ, цивилизация, включающая в себя всех, даже неверующих.

Говорят, проблема заключается еще и в том, что для русских евреев еврейская общность прежде всего национальная или, как говорят в Америке этническая, а для американских – это прежде всего религия.

Я не вижу здесь проблемы. Мы открыты для всех, и каждый может найти у нас ответ. Если кто-то видит здесь проблему, то мы спросим его, чем можем помочь? За все эти годы у нас было несколько русских семей. Одна семья была очень активной в храме и оставила хорошее впечатление. И мы заинтересованы в том, чтоб больше и больше приезжало из России и из города русских еврейских семей, и становились частью нашей общины.

Знаете, в своей раввинской деятельности я много работал в больницах, посещал стариков и больных, из очень разных частей еврейского народа и разных евреев. Я всех приветствую, и все они приветствуются у нас, все они евреи.

    Проблема «кто еврей?», которой так много заняты в Израиле…

Для меня нет такой проблемы. Мы готовы принять всех евреев в нашей общине, готовы создать образовательные программы для всех, кто заинтересован в еврействе. Но все зависит от желания людей быть с нами.

Одна из больших проблем, занимающих американское еврейство – это ассимиляция. Молодежь удаляется от еврейства…

Верно. Но именно поэтому мы учим детей, способствуем тому, чтоб они чувствовали синагогу своим домом, чтоб получали удовольствие, приходя сюда, наслаждались учебой в хорошей еврейской школе, участвовали в качественных молодежных программах.Больше этого я не знаю, что можно сделать.

Когда дети станoвятся старше, они уходят из общины?

Только недавно я сочетал браком молодую пару, познакомившуюся здесь у нас в синагоге. Молодожены учились в нашей школе и они здесь женились. Молодежь от нас уходит, потому, что покидает Лонг Айленд, ставший очень дорогим районом.Многие молодые семьи не могут себе позволить здесь оставаться. Все очень дорожает, жилье, налоги и это не имеет отношения к еврейским корням. С другой стороны мне рассказывают, что дети учатся в колледжах, переезжают и не оставляют своего еврейства, находят и создают еврейские рамки. Некоторых детей я не видел пару лет, но родители говорят, что они там у себя молятся, не забывают, чему мы их выучили.А значит, еврейская душа еще есть. У нас также относительно большой процент детей остается посещать нашу еврейскую школу после бар или бат-мицвы. В этом году у нас в девятый класс записалось 20 учеников.

Вы признаете смешанные браки?

Да. Около 40% нашей общины – это межрелигиозные браки, где отец или мать неевреи. Вместе с тем, я не совершаю церемоний бракосочетания для смешанных пар. Но раз они к нам приходят, то я не буду их отталкивать.

    Смешанные браки не ведут к ассимиляции?

Знаете, я вырос в интернациональной среде в Рокуэй в Квинсе. У нас был очень либеральный еврейский дом, где всегда были друзья из других общин и вероисповеданий. Мои родители были расположены к людям любой расы, любой общины, религии и меня учили тому же. На Пэсах вместе с мацой на столе были пасхальные куличи, чтоб католические друзья не чувствовали себя чужими. И это не был кулич из мацовой муки, а настоящий квасной хамец, да еще с зайцем на нем. Такова была жизнь у нас в семье и в городе, привлекавшая людей. И так же мы поступаем здесь в синагоге, когда приглашаем всех. Наша обязанность перед еврейством, перед еврейским образом жизни вырастить детей евреями в нашей еврейской школе.

Очевидно, некоторые хасиды будут рассматривать меня, реформистского еврея, как ассимилированного. Но я очень-очень осторожен в критике других евреев. В моей душе все евреи желанны. И те, кто приходят с ними – тоже желанны. Я думаю, очень опасно для нас, если мы будем отбрасывать их. Я думаю, некоторыеортодоксы и консервативные евреи делают ошибку, отталкивая эти смешанные пары, потому, что с ними отталкивают и их детей, в то время, когда есть надежда, что дети останутся с нами, если мы покажем, что они здесь желанны. Смешанные пары мы рассматриваем как семьи. Мы принимаем их здесь даже если у них не было еврейской брачной церемонии «хупы» и один из семьи нееврей, если они хотят растить своих детей евреями и если один из членов семьи – еврей.

Вы сталкивались с «иудейскими войнами», межеврейской враждой?

Очень жаль, но мы с этим знакомы. У нас нет тех уродливых явлений вражды, как в Нью-Йорке. Некоторые евреи из других конфессий говорят, мы вас знаем рабби Мосс, вы прекрасный человек, но мы не будем с вами сотрудничать из-за того, что вы реформист. Из опыта я знаю, что человек не становится настоящим евреем только оттого, что носит черную шляпу.Я думаю, что самое главное – это духовность- «руханиют» (ивр.).Вместе с тем, когда действительно нужно, то существует сотрудничество. Помню, когда я служил раввином госпиталя, ко мне обратился сатмарский хасид, уполномоченныйот рэббе. Он просил помочь достать еду, но лишь такую, что имела удостоверение кашрута от рэббе Тейтельбаума. И я помог им, дал просьбе осуществится потому, что для меня все евреи ответственны друг за друга – «коль Исраэль аревим зе лэ зе» (ивр.) Хотя правда и то, что хасиды не рассматривали меня, как еврея, как одного из них и это меня удручает.

Вы сталкиваетесь здесь с антисемитизмом?

Нет, это не большая проблема. Разумеется, это всегда проблема и мы должны бороться с ним, не терять бдительность. Я являюсь председателем Окружного комитета по правам человека в Саффок. Я же создал Специальный отряд по борьбе с проявлениями этнической вражды и предрассудками в округе. Я же создал уникальную образовательную программу STOPBIAS. Любой человек, столкнувшийся с проявлениями этнической или расовой вражды, может получить у нас профессиональную помощь.

Критика Израиля является антисемитизмом?

Я думаю Ваше утверждение правильное. Можно сказать, что критика Израиля – это зачастую скрытый антисемитизм. Некоторые палестинцы или арабы говорят, что критикуют Израиль, но не евреев. Это неправда.

Глава реформистского движения раввин Эрик Яффи призвал недавно в интервью в американских и израильских газетах израильтян уйти немедленно и безоговорочно с территорий, поскольку это ведет к созданию на территории Израиля государства с арабским большинством. Он же призвал американское правительство оказать сильное давление на Израиль, с целью уйти с территорий. Это не новые вещи, они говорились в кулуарах. Но сейчас впервые еврейский деятель такого уровня, глава крупнейшей еврейской конгрегации США заговорил об этом открыто. Как к этому отнеслись в вашей общине?

– Рабби Яффи – президент нашей организации и у него есть право говорить все, что он думает. Я не вижу в этом ничего плохого. Но все же, смысл нашего существования – это религия, а не политика и главное для общины – это духовная жизнь, еврейский путь в жизни, и ему мы следуем прежде всего.

Как вы относитесь к Израилю?

– Мы поддерживаем Израиль, участвуем в различных произраильских сборах, например в фонд Израильской скорой помощи Маген-Давид Адом. Вместе с тем, центром нашей духовной и религиозной жизни является наша синагога. Многие произраильские мероприятия для нас слишком дороги. Мы не послали представителя на генеральную Ассамблею в Иерусалим, поскольку для этих денег есть лучшее применение в нашей общине. Очень дороги и поездки в Израиль в рамках «сионистского туризма», по молодежному обмену и т.п. Вместе с тем, несколько наших детей ездило в Израиль, и мы с радостью поддержали их.

Какое ваше мнение о ситуации в Израиле?

– Я не знаю ответа. Я читаю газеты, смотрю ТВ. С одной стороны я хотел бы мира, мне нравятся американские мирные инициативы. Но я смотрю на другую стороны, и думаю: «Боже мой, ведь им нельзя верить». Вместе с тем, все эти вещи: Израиль, антисемитизм, политика – они все внешние для общины. Мы же строим нашу жизнь на крепкой духовной основе, эмуда – вера. За 31 год моего служения, я учу, что главное – духовность, «эмуна» (вера ивр.) а все остальное тоже важно, но оно вокруг.

Видите ли в Израиле центр еврейской жизни?

Да, разумеется.

В Небесном Израиле или в земном тоже?

В обоих. Мала вэ мата (вышнем и нижнем (ивр). Хотя трудно агитировать за Израиль, когда 40% смешанных пар знают, что они там нне очень желанны. Это очень тяжело, но это и благородная цель.

Что бы Вы хотели сказать читателям еврейской газеты «Форвард» на русском языке?

Я бы хотел пожелать им, жителям нашего округа найти свой духовный путь. Я был бы рад видеть их в нашей общине, рад помочь им у нас, готов помочь создать свою общину, потому, что духовная жизнь необходима для еврейской души.
На фото (слева направо) раввин Стивен Мосс и Михаэль Дорфман.

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: