Michael Dorfman’s Essentials

И ЧТО, ЕСЛИ ПИЛИ ХРИСТИАНСКУЮ КРОВЬ?

Михаэль Дорфман

И ЧТО, ЕСЛИ ПИЛИ ХРИСТИАНСКУЮ КРОВЬ?

 В связи с последними раборками о ритуальном убийстве царской семьи, не пойму, почему у нас так всполошились. Не скажу, что антисемитизм исжез. Наоборот, его так размазали на все на свете, что если антисемтизм везде, то его нет нигде. Однако в России, да и во всем мире, евреи больше не являются преследуемым меньшинством. В мире сегодня нет угроз существованию, безопасности и благосостоянию еврейского народа. Почему у нас боятся слов? Зачем бояться, если скажут, что была когда-то изуверская иудейская секта, пившая кровь. У всех были свои изуверы.

Зачем бояться, если кто-то назовет Израиль апартеидом? Если это апартеид, то далеко не самый худший в мире, а тем более среди наших ближневосточных соседей? Там повсеместно есть апартеид.

Зачем трястись, когда кто нибудь скажет – трансфер, депортация. Исход палестинцев, сопровождавший создание Еврейского государства в 1948 году – это очень бледная копия происходившего тогда изгнания десятков миллионов людей в Индии, Африке и даже в сердце Европы, а тем более у наших ближайших соседей.

Зачем пугаться обвинения в геноциде, если распад империй и возникновение национальных государств во всем мире сопровождалось и сопровождается цепью больших и малых геноцидов.

И что означает дискуссия о расизме и о многонациональном и многокультурном Израиле?

Что будет, если окажется, что исследование профессора Ариэля Тоаффа «Кровавая пасха» соответствует критериям научной объективности? Что будет, если окажется, что 500 лет назад действительно существовала изуверская секта, считавшая себя еврейской и совершавшая ритуальные убийства, веря, что выполняет Божественную волю?

Добавит ли это что-то новое к надоевшему антисемитскому набору обвинений – от распятия Христа до и урагана «Катрина», от заражения колодцев чумой до распространения СПИДа, от поражения Германии в войне до разрушения СССР. И все это даже не обвинения отдельной группы, а попытка заочно судить и осудить сразу весь еврейский народ, во всех поколениях, включая нерожденных младенцев. Даже если была когда-то иудейская секта, использующая кровь в ритуальных целях, то может ли это лишить еврейский народ права на свое национальное государство, права защищать моральность своей позиции, а то и вовсе права на существование?

«Нам не в чем извиняться. Мы народ, как все народы; не имеем никакого притязания быть лучше. В качестве одного из первых условий равноправия, требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев, точно так же. как имеют их и другие народы. Да, есть у нас и провокаторы, и торговцы живым товаром, и уклоняющиеся от воинской повинности, есть, и даже странно, что их так мало при нынешних условиях. У других народов тоже много этого добра, а зато еще есть и казнокрады, и погромщики, и истязатели, – и, однако ничего, соседи живут и не стесняются».

Думаю, сегодня за эти слова слишком ревнивые защитники еврейского дела и другие профессиональные евреи назвали бы антисемитом и Зеева Жаботинского, написавшего это по поводу процесса Бейлиса чуть более ста лет назад. Ведь назвали антисемитом в некоторых еврейских изданиях статью «Положим, они пили кровь» Михаэля Пливерта в израильской газете «Ха-Арец», являющуюся сокращенным вольным пересказом статьи Жаботинского «Вместо апологии», откуда я взял цитату.

У нас, как и других, есть подлецы, есть фанатики-изуверы, пытающиеся подвести религиозную базу под свои кровавые деяния. За примерами далеко ходить не надо: «Сын Сэма», Дейвид Берковиц, сериальный убийца, заявлявший, что им руководит высшая сила. Фанатик Гольдштейн, движимый религиозным исступлением, расстрелял в праздник Пурим беззащитных богомольцев в Пещере патриархов в Хевроне. Студент йешивы Брухин поджег в Южном Тель-Авиве квартиру вместе с работницами секса из России и Молдавии. Убийца израильского премьер-министра Амир надергал цитат из древних иудейских текстов в свое оправдание. И список можно продолжать.

Кампания по обвинению в антисемитизме против профессора Тауффа превзошла все допустимое. Мы и раньше были свидетелями подобной охоты на ведьм с якобы благородной целью «не дать оружия в руки антисемитам». Однажды это была работа иерусалимского историка профессора Исраэля Юваля, пришедшего к заключению, что в основе кровавого навета лежат самоубийства, сопровождавшиеся убийствами своих семей и близких, совершенные иудейскими фанатиками во время Крестовых походов. Другой раз травили профессора-археолога Исраэля Финкельштейна, утверждавшего, что нет никаких археологических доказательств существования царства Давида и Соломона. Создали обструкцию профессору-историку из Бар-Илана Элиотту Хорвицу, написавшему исследование об опасных пуримских ритуалах и религиозно-мотивированном насилии в иудаизме. Травили безвременно скончавшегося профессора-археолога Изхара Гиршфельда, утверждавшего, что рукописи Мертвого моря, отличающиеся от стандартных иудейских текстов, на самом деле отражают не какую-то сектантскую теологию, а магистральное направление в иудаизме. Бросались на тель-авивского профессора-лингвиста Пола Векслера, доказывавшего на обширном лингвистическом материале, что язык идиш в основе своей имеет славянские, а не германские корни, да и сами ашкеназы – коренной европейский народ, сформировавшийся из потомков иудейских прозелитов в Раннем Средневековье. Сейчас идет форменная травля калифорнийского психолога Кевина Мак Дональда, утверждающего, что евреи продвинулись в эволюции больше других народов. Интересно, что когда такие же заявления делаются евреем, никто не высказывает протеста. Зато в духе сталинских чисток буквально вырезали из научного журнала исследование испанского профессора-генетика Антони Арнаиз-Вилена о генетической идентичности палестинских арабов и восточно-европейских евреев. Список можно продолжать. Недавно какой-то профессор из Индианы под покровительством маломощного, но крикливого Американского еврейского конгресса (который не надо путать с Всемирным Еврейским Конгрессом) и вовсе обвинил в предательстве и антисемитизме всех евреев либерального толка – от видного обозревателя «Вашингтон Пост» Ричарда Коэна до известного профессора-историка Тони Джута и популярного драматурга Тони Кушнера.
* * *

Антисемиты и анти-антисемиты единодушно набросились статью профессора Нью-йоркского университета Тони Джудта «Израиль-альтернатива», поднявшего вопрос о сионизме как запоздавшем колониализме, и об Израиле, который может быть и не получится еврейским и демократическим. Когда Антидиффамационная лига попыталась лишить его права выступать в одном обсуждении, на его защиту поднялась вся интеллектуальная элита еврейской Америки, от стенки до стенки, от самых левых до правых сионистов, верящих в Великий Израиль в библейских границах. Джудт предлагал взвесить возможность нееврейского, многонационального Израиля. Джудта любят ненавидеть анти-антисемиты. Я отправился на лекцию Джудта, намереваясь спросить его, действительно ли он хочет ликвидации еврейского государства и противится решению израильско-палестинского конфликта в рамках двух государств. Вопрос этот, наверняка ему не раз задавали, и он предвосхитил его «Я за еврейский и демократический Израиль. Однако нужна интеллектуальная смелость, чтоб ясно представить себе альтернативу, если не получится. Как раз такой смелости нет у моих критиков». Безальтернативное мышление всегда приводит в тупик, а в случае Еврейского государства, борющегося за существование, то всегда необходимо понимать альтернативы. Всем понятно, что опасно отступить с оккупированных территорий. Вот только непонятно, что будет, если там оставаться.

У нас, евреев, как у всех народов, есть свои проповедники национальной исключительности, сеющие национальную рознь. Как известно, комплекс превосходства всегда базируется на комплексе неполноценности. Для наших профессионалов на ниве борьбы с антисемитизмом, чем хуже, тем лучше. Им бы хорошо, чтобы мы мучились чувством тревоги, чтобы мы изображали из себя вечных праведников и мучеников. А мы – обычный народ среди других народов. И все грехи и преступления, присущие другим у нас имеются. Странно, что их у нас сравнительно не так уж много и на улицах Тель-Авива или еврейских кварталов в Бруклине чувствуешь себя спокойней, чем в большинстве мест на нашей планете.

Ну и что, если какой-то буйноголовый арабский проповедник вдруг заговорил о израильтянах-кровопийцах? Ну и что, что какой-то ретивый писака, широко известный в узких кругах поспешит сообщить, что «евреи пьют кровь». Ну и что, что на каком-то антисемитском сайте, считающим себя православным два-три заядлых антисемита громко радуются новости?
* * *

Не отличавшийся особыми сантиментами к евреям царь Николай I поделился своим мнением о ритуальных убийствах: «По моему мнению… между евреев существуют, вероятно, изуверы или раскольники, которые христианскую кровь считают нужною для своих обрядов. Сие тем более возможным казаться может, что, к несчастью, и среди нас, христиан, существуют иногда такие секты, которые не менее ужасны и непонятны, например, сожигальщики и самоубийцы».

«Просвещенное мнение» русского царя о сектантах не дает никому основания требовать ликвидации русского государства или уничтожения русского народа. Преступления или грехи кучки стародавних евреев еще не дают кому бы то ни было права заочно судить и осуждать целый народ. Надо ли бояться, что исследования Тауффа, Юваля, Хорвица или других ученых даст в руки антисемитов пресловутое оружие? Тот, кто ненавидел нас, будет продолжать нас ненавидеть. Нам же здоровей будет заняться вопросом, а кого мы сами любим.

Тот, кто рассуждал об особом израильском поселенческом колониализме, будет продолжать, забывая, что вокруг нас, существовал и продолжает существовать поселенческий колониализм в значительно более жестоких формах, сопровождаемый этническими чистками и геноцидом. В Сирии и в Ираке, в Марокко и Тунисе уже не говоря о суданском Дарфуре.

Тот, кто рассуждал об израильском апартеиде, будет продолжать не замечать, что апартеид – правление меньшинства, дискриминация целых общественных групп, часто – большинства населения, существует по всему арабскому миру. Существует апартеид в значительно более жестоких, а то и убийственных формах от Ирака до Мавритании, где незначительное меньшинство «белых арабов» угнетает подавляющее большинство «черных арабов». Хорошо бы всем почитать честную книгу бывшего президента США Джимми Картера, действительно добившегося изменений к миру на Ближнем Востоке, чтоб понять, что его книга не об апартеиде, а о том, как его избежать.

Достижение независимости Еврейского государства сопровождалась трагедией палестинского народа. Исход палестинского арабского населения произошел в 1948 году, в том же году, когда в Восточной Европе было депортировано четырнадцать-шестнадцать миллионов немцев, живших там тысячу лет, пять миллионов итальянцев, около полумиллиона венгров, около миллиона поляков и румын, а в бывшей Британской Индии около двадцати миллионов человек было навсегда изгнано из своих домов. И на этом фоне Израиль далеко не самый жестокий угнетатель.
* * *

Нас обвиняют в каком-то особом расизме, в невиданной дискриминации. Действительно, в Израиле есть расизм, то есть не просто ненависть, а государственная политика дискриминации – русских эмигрантов, верующих, палестинских арабов. У наших соседей через границу в Ливане и Сирии , тех же палестинских арабов лишают права на образование, на занятие профессий врача, юриста, учителя и еще много других. Для палестинцев закрыты все двери в Египте. Когда-то Гамаль Абдель Насер сгоряча предоставил палестинским беженцам право на бесплатное образование и широко открыл им двери в египетское общество, но борцы за «палестинские интересы» его быстро вразумили, что он уничтожает их дело. Сионисты тоже защищают свои интересы аналогичными методами, достаточно вспомнить недавнюю «победу», когда удалось перекрыть поток эмиграции из бывшего СССР в Германию. Однако у нас никому и в голову не приходило бороться за то, чтоб евреи более полувека находились в беженских лагерях.

Еврейская политика ни в чем не уникальна. Мы не абсолютно правы, но и никому не виноваты. И если нас что-то «испортило», так это квартирный вопрос, нахождение на Ближнем Востоке. Пока с севера с нами граничит Сирийская Арабская Республика, с юга – Арабская Республика Египет, а за спиной наших соседей высовывается Исламская Республика Иран, то нам нечего стыдиться не слишком демократического еврейского характера нашего государства, ни того, что религия у нас не отделена от государства. На Ближнем Востоке это нормально, и нормализация ситуации, в конце концов, будет зависеть от общего улучшения положения во всех странах нашего региона.

Антисемитизм заключается в том, что евреев пытаются выделить от других. В подобных обвинениях слышится страшный отголосок Холокоста «жидам – шаг вперед, выйти из строя!» Действительность сегодня иная. Из строя выходить не надо, несмотря на старания наших ненавистников. Мы и сами можем показать нашим ненавистникам «кузькину мать», как неизящно выражался покойный советский лидер. Так стоит ли так переживать, если какой-то еврей, пускай даже раввинский сын выпустил книгу о том, что 500 лет назад кучка евреев пила кровь?

Статьи по теме:
Опыт конструктивного диалога http://www.lebed.com/2004/art3642.htm

Антисемитизм, как коммерческий бренд http://www.aclub.ru/page.php?pageId=14&matterId=210
Advertisements

%d bloggers like this: