Michael Dorfman’s Essentials

СВАСТИКА В ИЕРУСАЛИМЕ

  Михаэль Дорфман

ЕВРЕИ -САМОНЕНАВИСТНИКИ: СВАСТИКА В ИЕРУСАЛИМЕ

Rabbi Eliashiv
“Законодатель поколения” рабби Ш-Я Эльяшив

На исходе субботы, 18 января 2003, в сердце ультрарелигиозного района Иерусалима на стене синагоги раввина Йосефа Шалома Эльяшива, в течение 30 лет считающегося среди ортодоксального еврейства во всем мире “законоучителем поколения”, обнаружилась большая черная свастика, выполненная с помощью аэрозольного баллончика. Приближенные раввина, указывают на виновников – ультранационалистов и фундаменталистов, евреев-самоненавистников из числа сторонников Баруха Марзеля, выставившего свою кандидатуру в Кнессет от националистической партии Херут.

Лидеры ультрарелигиозного еврейства, именуемого в Израиле харедим – (бого)боязненные, на сей раз опасаются не только вспышки насилия. Главное опасение, что ультрарелигиозная молодежь подастся националистическим и фундаменталистким лозунгам, что чревато угрозой для фундаментальных устоев религиозного сектора, сложившегося в Израиле.

В Иерусалиме говорят, что свастика на стене синагоги известнейшего и авторитетнейшего раввина означает, что насилие перешло на более высокую ступень. Йосеф Шалом Эльяшив является непререкаемым авторитетом в ортодоксальном иудаизме. Месяц назад по его слову главный раввин Великобритании проф. Закс отозвал из печати свою спорную книгу (Об этом мы писали в статье “Мнение британского раввина”) Постановления р. Эльяшива принимаются многими последователиями хасидского и консервативного иудаизма. В кругах реформистских и реконструктивистских раввинов испытывают уважение к огромным знаниям р. Эльяшива. Все это не смогло защитить раввина от посягательств местных фашиствующих хулиганов-самоненавистников.

Свастика была намалевана в ответ на постановление раввинов “Еврейства Торы”, призывавших не голосовать на выборах в конце января 2003 г. за “нарушителей субботы” и “самовольных евреев”. Раньше талмудический термин кохей вэ эцем ядей, означающий евреев, живущих не по Божьей воле, был кодовым словом, обозначавшим сионистов. Сегодня кодовое слово против сионизма – смоланим – буквально леваки, а старое проклятие раввины применили против крайних националистов среди своих, в частности против Баруха Марзеля и сторонников партии “Херут” . во главе с депутатом Кнессета Михаэлем Клайнером.

Барух Марзель был в свое время шофером и сторонником раввина Меира Каханэ, призывавшего изгнать из Израиля всех арабов и учредить государство под религиозными законами. Евреи, верящие, что настоящее еврейское государство может создать лишь мессия из дома царя Давида, приняли призывы Каханэ как опасную ересь. В среде ультрарелигиозных нашлось много последователей, вообразивших, что “колокола Мессии уже слышны” и стоит лишь произвести акцию, дернуть Господа за бороду, и он исполнит все, что предсказали пророки. В в 1984 г израильские спецслужбы предотвратили взрыв главной иерусалимской святыни ислама Мечети Аль-Акса, планировавшейся религиозными националистами-фанатиками из еврейских поселений на Западном берегу. Экстремисты стремились вызвать массовые беспорядки и спровоцировать войну, катастрофу, приход Мессии и возрождение Иудейского царства. Они полагали, что Господь исполнит обещанное в Писании “вечность Израиля не обманет”. В Иерусалиме даже действует йешива, занимающаяся подготовкой жрецов для службы в Третьем Храме, который Мессия, якобы восстановит первым делом. Раввин Ицхак Гинцбург из располагавшейся ранее в Шхеме (Наблусе) йешивы “Еще Иосиф жив” в течение многих лет проповедует человеконенавистнические расистские теории о том, что гои с рождения несут в себе скверну и поэтому их надо изгнать из Святой земли. Непокорных по Гинцбургу – покарает сам Господь. Молодые религиозные экстремисты, как убийца Ицхака Рабина Игаль Амир, уже не хотят ждать Божьей кары.  Все это не могло не встревожить раввинский истеблишмент.

Рост экстремизма в ультрарелигиозной среде сделал то, чего не могли достичь многочисленные доброхоты и посредники в течение 15-и лет. Авторитетнейшие руководители хасидского и ортодоксального еврейства, которые годами враждовали и не разговаривали друг с другом, собрались 16-го января в Бней-Браке, чтобы вынести суровое постановление. 88-летний раввин Аарон-Лейб Штайнман, глава крупнейшей йешивы “Орхот а-Тора” собрал у себя дома почти всех важнейших руководители ортодоксального и хасидского течений иудаизма. Только престарелый глава Вижницких хасидов не смог приехать из Хайфы из-за болезни, но послал с представителем свое благословение. Со стороны ортодоксов, кроме р. Штаймана, присутствовали: глава Высшего религиозного суда Бней-Брак р. Нисим Карлиц, глава йешивы Поневеж р. Михл-Йеуда Левкович, глава Карлинской йешивы р. Цви Маркович и глава йешивы “Маалот а-Тора” р. Шмуэль Ойербах. С хасидской стороны участвовали глава хасидов Гура адмор Яков Арье Альтер, глава хасидов Бельза адмор р. Иссахар Дов Роках, адмор из Садигура р. Мордехай Фридман, адмор из Моджич р. Исраэль-Дан Тауб, глава йешивы “Боян” р. Фроим-Фишель Рабинович и глава хасидов из Ценза р. Цви-Элимелех Хальберштам.

Формально постановление, изданное от имени Совета великих в Торе занимается проблемами молодежи.

“Многие даже не знают молитвы Шма” – символа веры иудейской религии, записали разгневанные раввины. Свидетели рассказали, что на собрании говорили о “мече, нависшем над еврейской общиной”. Тревога религиозных лидеров понятна. В течение десятилетий они строили свое хэвра ломедет “общество учения”, пытаясь сохранить особый образ жизни, воспитать новые поколения продолжателей и хранителей традиций и не стремились идти на баррикады. Постановление направлено против неназванных “партий ненависти”, против “самовольных евреев”. Совершенно нетипичной была угроза р. Штайнмана “адских мук всем, кто ослушается”, уместная ранее только на собраниях неофитов, а вовсе не в постановлении сдержанных ашкеназийских раввинов. Видимо, раввины видят, что положение угрожающее. Призыв к голосованию, за религиозную партию “Агудат Исраэль” раввины рассматривают как “благословение Имени Божьего и дело, угодное небесам”. Такая фраза больше подходит к патетическим воззваниям сефардских раввинов из движения ШАС.

Впрочем, раввины сефардского религиозного движения ШАС тоже обеспокоены вспышкой экстремизма и национализма. Похоже, они готовы переступить вражду и давние обиды и выступить вместе с “Еврейством Торы” против экстремизма. Страх выражается даже в предвыборных наклейках в религиозных кварталах “Чтобы мы смогли тут жить!”. Религиозные люди понимают, что фраза взята из библейской “Книги Руфь” и означает призыв всем верующим евреям к объединению перед лицом ненавистников, стремящихся уничтожить еврейский народ.

Раввины любавичского движения ХАБАД еще в 1996 г. осознали опасность политизации своих хасидов. ХАБАД был первым хасидским движением, активно вовлеченным в политику. Хорошо известный своей прозелитистской деятельностью среди светского еврейского населения во всем мире, ХАБАД, тем не менее, имеет относительно небольшой вес в мире ультраортодоксального еврейства. У них даже не было представительства в Совете Мудрецов Торы. Учреждения ХАБАД постоянно подвергались дискриминации со стороны Министерства религии, контролировавшегося религиозными националистами из МАФДАЛ и Финансовой комиссии Кнессета, контролировавшейся ортодоксальными и хасидскими политиками. После отчаянной попытки добиться для своих учреждений государственного финансирования ХАБАД нарушила все коды ультрарелигиозного еврейства и обратилось в светскую инстанцию -Верховный суд. В середине 1980-х ХАБАД активно включилось в политическую борьбу на стороне правых партий. Активисты ХАБАД участвовали в работе предвыборных штабов партии ЛИКУД, поддержали ультраправую партию Моледет, требующую трансфера арабского населения. Причем, речь шла не только о местной инициативе. Сам лидер ХАБАД, Любавичский ребе Шнеур-Залман Шнеерсон освятил своим авторитетом политические программы израильских правых партий и протестовал против возвращения любого территории Страны Израиля “в библейских границах”. В 1996, после поражения на выборах правого блока, в ХАБАД пересмотрели свою позицию. Ведь политическая деятельность угрожает ХАБАДу потерей государственных дотаций. Израильский закон запрещает государственное финансирование для добровольных товариюеств, замешанных в политику. Еще более серьезную опасность разглядели раввины ХАБАД в разлагающем влиянии израильской политики и лжемессианский идей на молодежь. Но ХАБАД – относительно маргинальная группа в ортодоксальном и хасидском движении в Израиле и их позиция не повлияла на ситуацию на ультрарелигиозной еврейской улице.

Свастика на стене синагоги встревожила всех. Не то, чтобы насилие было чуждо религиозному сектору в Израиле. По словам бывшего начальника иерусалимской полиции Ицхаки, уровень насилия в кварталах ультрарелигиозных евреев существенно выше, чем в среднем по Израилю. В полицию постоянно поступают жалобы от жителей смешанных кварталов на угрозы со стороны ультрарелигиозных, на поджоги и порчу машин тех, кто осмеливается выезжать в субботу; на порчу телевизионных антенн, поскольку раввины запрещают телевиденье; на нападения на женщин, выглядящих, по мнению набожных евреев неприлично. Не так давно (ноябрь 2002) израильские газеты сообщали о нападении учащихся йешивы на экипаж машины скорой помощи из-за того, что медсестра “нескромно выглядела”. Толпа возбужденных молодых талмудистов нанесла медсестре серьезные увечья. Ультрарелигиозные люди провозглашают борьбу с “нескромностью” и “развратом” чуть ли не религиозным заветом, ссылаясь при этом на хрестоматийный библейский пример Пинхаса, на глазах всего народа пронзившего копьем главу колена Симеона Зимри вместе с его женщиной нееврейкой. Несколько лет назад по всему Иерусалиму были уничтожены и сожжены автобусные остановки, служившие рекламными тумбами. Не так давно толпа верующих учинила погром в квартире в Иерусалиме, где по их утверждению “жили миссионеры”.

Примерно год назад (2002) толпа ультрарелигиозных соседей пыталась учинить погром в фотоателье в религиозном квартале Меа-Шэарим. Защищавший свое добро хозяин толкнул в грудь одного из нападавших. Тот упал и умер. Оказалось, это был раввин. Иерусалимцам памятна история, когда толпы студентов йешибота и ультрарелигиозные жители выходили по субботам на улицы и шоссе и закидывали камнями автомашины “осквернителей субботы”.

Насилие распространено не только по отношению к чужим. Основной накал страстей разгорается в самой ультрарелигиозной среде, раздробленной на различные группы, постоянно враждующие между собой течения, школы, хасидские “дворы”. На улицах религиозных кварталов постоянно вывешиваются дадзыбао, так называемые пашкевили, бранящие, проклинающие и подвергающие анафеме тех или иных людей и целые группы. В ультрарелигиозных районах действуют отряды “ревнителей нравственности”, выслеживающие избивающие нарушителей морали. Некоторые йешиботы приняли на себя роль полиции нравов. Особой свирепостью отличаются студенты йешивы “Толдос Аарон” – “Наследие Аарона”, специализирующиеся на выслеживании супружеских измен и прочих нарушениях еврейской семейной морали. Существует специальный телефон, по которому соседи могут доложить о “разврате” и арончики не замедлят появиться и пустят в дело ремни, палки и кастеты. Не так давно религиозные кварталы потрясла история жены известного раввина, сбежавшей от мужа из-за систематических побоев. Самозванная полиция нравов силой похитила беглянку и вернула ее мужу. Религиозная традиция поощряет повсеместное применение физического наказания в школах, где наказывать розгой детей считается даже благодеянием.

Насилие на политической почве тоже не внове в религиозном секторе. За неделю до описанного инцидента была разгромлена штаб-квартира партии “Любовь Израиля”, возглавляемой 108-летним каббалистом раввином Ицхаком Кадури. Внук раввина заявил, что погром устроили активисты религиозного движения ШАС. Гурские хасиды на исходе субботы напали на бывшего депутата кнессета старенького раввина Менахема Поруша, избили его на пороге собственного дома, разбили очки. Даже главный сефардский раввин Израиля р. Бакши-Дорон, пытавшийся ограничить жадность и сребролюбие инспекторов по соблюдению кашрута, назначенных главой религиозного движения ШАС раввином Овадией Йосефом, подвергся нападению и был вынужден уступить угрозам.

Использование нацистской, антисемитской символики тоже не новость в религиозном еврейском мире. Два года назад группа мужчин и женщин – реформистских евреев вышла к иерусалимской Стене Плача для совместного моления. В них полетели камни и комья грязи. Толпа во главе с главным раввином синагоги при Стене Плача Рабиновичем кричала: “Убирайтесь в Германию! Пускай Гитлер доделает свое дело!” В Бруклине на стене консервативной синагоге была намалевана свастика. Ответственными за это оказались не неонацисты-скинхеды, а организация ультрарелигиозных евреев-самоненавистников, назвавшаяся ТОРА – TORAH – Tough Orthodox Rabbis and Hasidim.

Партия Херут и другие “партии ненависти” – это партии находящиеся правей партии “Ликуд” главы правительства Ариэля Шарона. Они отрицают любой компромисс с арабами, стремятся к ограничению израильской демократической системы. Движения эти неоднородны, объединяют религиозно-националистических поселенцев с Западного Берега и сектора Газы, сторонников партии Моледет (Родина) требующих “трансфер” – выселения арабов из всей территории исторической Страны Израиля, партию эмигрантов из России “Наш дом Израиль” и еще некоторые группы. В Кнессете 15-го созыва все они прошли в блоке “Национальное единство”, но затем депутат кнессета Михаэль Клайнер вышел из блока и пошел своим списком, взяв имя партии “Херут” (Свобода).

Использование антисемитской символики отличает “Национальное единство”. В январе 2002 религиозный депутат кнессета от “Национального Единства”, житель поселений на удерживаемых территориях Цви Гендель даже назвал жиденком религиозного еврея американского посла Дана Карцера. Карцер тогда промолчал. Промолчали и в США – “единственном и вернейшем союзнике Еврейского государства”, как любят говорить в предвыборных речах пред евреями американские политики. Не удивительно. В декабре 2002 стали известны подробности “джентльменского” соглашения между госдепартаментом и саудовским правительством не посылать в Саудовскую Аравию евреев-дипломатов. Британский Форейн Оффис повел себя не в пример жестче, когда саудовские власти высказали недовольство назначением туда дипломата-еврея. Не стали вступать в сделки с антисемитами и французы, когда власти нескольких арабских стран пытались указывать Парижу, кого им надо назначать на дипломатическую службу. Суровую отповедь евреям-самоненавистникам дала ведущая еврейская американская газета “Форвардс”. В редакционной статье “Жиденок” газета заявила, что антисемитские высказывания надо сурово наказывать независимо от того, исходит она от антисемита или от еврея-самоненавистника.

Гендель не был одинок. В 1996 г. другой еврей-самоненавистник глава партии Моледет депутат парламента Рехаваам Зеэви, известный в Израиле по армейской кличке Ганди тоже назвал жидком американского посла-еврея Мартина Индика. С тех пор двери официальной Америки и респектабельных еврейских кругов для деятелей этой партий закрыты. После убийства Зеэви террористами, партию сторонников “добровольного изгнания арабов из Страны Израиля” возглавил раввин Бени Аялон, никак не осудивший своего предшественника. Среди лидеров “русской” части Национального Единства автору не раз приходилось слышать высказывания “местечковые жиды” в адрес израильского правительства, а кличка “юденрат” применятся там в предвыбонпой пропаганде. Правда, правящая партия Ликуд тоже прибегала к подобной риторике. (Подробней о фашиствующих евреях-самоненавистниках мы писали в статье “Если б я был Гитлер” ).

И все же. Возможно, раввины преувеличивают и все дело в предвыборной пропаганде? Возможно, после парламентских выборов все благополучно кончится?

Мы побеседовали с несколькими израильтянами.

Михаил Ш. – религиозный человек, ранее проживавший в маленьком поселении вблизи Хеврона, сейчас живет в религиозном квартале Иерусалима.

Вы знаете, насилие проникает повсюду. Я жил на поселениях 15 лет, построил там свой дом. И все оставил. Не из-за боязни перед террористами. Теракты происходили все время, просто сейчас почувствовали в центре страны почувствовали то, что мы знаем уже десятилетиями. Мы всегда теряли людей на дорогах, ездили в конвое, наши жены научились прятать страх за нас. Мы уехали из-за страха насилия в самом поселении. Там царил беспредел, когда брали автоматы и шли “наказывать” арабов, били стекла, машины, били людей… Террористов этим не испугаешь. Потом стали приставать и в поселении. Там у нас клика всем заправляет, “поддерживает энтузиазм”… какая-то истерика началась…. Когда мы хотели уехать, то тайком вывозили вещи, ушли в ночь, как будто мы преступники какие. Дочкам нашим досаждали в школе. В поселениях привыкли к насилию, привыкли чувствовать вседозволенность, живут в какой-то обсцессии от религии, от мессианских идей. Очень много фанатиков…

– Ну а теперь, посреди религиозного Иерусалима?

Здесь их тоже много. Собираются, толкуют о мессии, не слушают раввинов. Много нарушений традиций. Секулярный мир врывается в дом, семью, развращает детей. Через газеты, через компьтеры… Компьютеры тоже могут служить фанатикам. Ищут в Торе какие-то знаки, гадают. Смотрите, у мусульман современные технологии послужили сплочению фундаменталистов. Увы, у нас то же самое.

– Знак свастики – это серьезно или хулиганство?

Очень серьезно! Представьте себе, какой это еврей, если он рисует свастику на стене синагоги!

– А это еврей был? Ведь столько говорят об антисемитах, приехавших в Израиль с эмиграцией из России.

Да какие у нас тут антисемиты? Наши будут похуже всяких антисемитов. Тут же типичное местечко. Все обо всех знают. Ничего не спрячешь. Я в синагоге слышал конкретные имена тех, кто это мог сделать. Это такие жиды, из-за которых всех евреев ненавидят.

Последнюю фразу я впервые услышал в детстве от еврейки-соседки, повествовавшей об экономических процессах хрущевского времени.

Амос Леви, сотрудник крупной детективной охранной фирмы, специализирующейся на работе среди ультрарелигиозного населения.

10-15 лет назад основная наша работа состояла в проверке состоятельности женихов. Брачные аферисты у евреев были всегда. Еще организовывали охрану бриллиантовых перевозок. Иногда занимались вопросами супружеской неверности или разыскивали сбежавших супругов. Теперь положение изменилось, и мы занимаемся обеспечением безопасности. Многие раввины теперь имеют телохранителей. Мы посылаем своих или тренируем их служек. Посмотрите, как на каждом мероприятии за ними следуют несколько плечистых габаев. Многие стали покупать средства и системы безопасности.

– Оружие?

В Израиле есть много путей достать оружие, Но не через нас.

– Возможно это следствие общей навязчивого психоза по отношению безопасности, охватившей наше общество после убийства Ицхака Рабина или террористических актов? Возможно, американское влияние после 11-го сентября?

Это тоже есть, но несущественно. Вот для обеспечения безопасности от террористических нападений в религиозном секторе почти ничего не делается. Нет профессиональной охраны даже на территориях. Убийство учеников в йешиве в Отниэль возле Хеврона на совести начальства. Там даже элементарных средств не было, двери не запирались, сигнализация была неподходящей.

– Раввину Эльяшиву есть чего опасаться?

Не думаю, что его жизни грозит опасность. Вызов бросают авторитету всего традиционного раввинского руководства.

– Надо заявить в полицию?

Полиция, даже если поймает виновников, ничего им не сделает. Да и не сдадут их. Может быть, свои изловят и поколотят за оскорбление раввина. Такое тут в обычае. Невозможно представить себе, чтобы такое оскорбление раввинского авторитета случилось еще пару лет назад.

Послесловие.

В апреле 2000 г. в радиопрограмме Якова Агмона «Личные вопросы» (шеелот ишийот) на израильской радиостанции «Галей Цахал» в эфир вышла часовая беседа со мной. Когда в 2008 году я решил переиздать статью 2003 года и понял, что мне нечего добавить к тому, что я говорил тогда:

«Светская часть населения даже не замечает, что творится. Или же считает это внутренним делом верующих-харедим. СМИ тоже не дают полной картины. Верующие страдают от дискриминации во многих сферах жизни. Часто они чувствуют себя в гетто, обороняясь от натиска современной массовой культуры.

В ультрарелигиозной среде развиваются очень опасные тенденции. Мы никак не изолированы от соседей и все, что происходит там, отражается на всем обществе. Воинствующий фундаментализм грозит, прежде всего, самому ортодоксальному еврейскому образу жизни, сложившимся общественным нормам. И задача общества защитить их от посягательств изнутри и снаружи.

Вместе с тем, я с тревогой наблюдаю культуру насилия в среде религиозных евреев. Очень часто там переходят на кулаки, в случаях, когда мы стремимся договориться. И я ожидаю от раввинов решительных шагов по искоренению домашнего и уличного насилия в своих общинах, в семье, в школе. Это интерес всего общества – религиозных и светских людей. Несмотря на тяжелое положение и нервозность общества, израильтяне проявили завидную умеренность и отказали в доверии различным экстремистским партиям, вроде “Херут”. Опьяненные властью религиозные политики тоже потеряли за последнее время чувство реальности, за что и были наказаны избирателями. Новоизбранное израильское правительство предпочло обойтись без ультрарелигиозных партнеров. Все это дает надежду, что религиозные люди найдут время и силы разобраться с насилием у себя дома, в своих кварталах и районах.

И еще одно. С благословения р. Эльяшива депутат Кнессета р. Моше Гафни поддерживает деятельность так называемого “Израильского центра информации и поддержки жертв антисемитизма”, пытающегося напугать общество разгулом антисемитизма среди неевреев, приехавших из бывшего СССР. Раздувая ненависть они даже свой сaйт назвали «Погром» (pogrom.org). Наверное, каждому лучше обратить внимание на то, что происходит у него дома. Тогда будет легче вместе справиться с волной насилия, грозящей захлестнуть прежде относительно спокойный Израиль, где разные евреи учатся жить вместе, а насилие в еврейской среде было значительно ниже, чем в большинстве развитых стран».

%d bloggers like this: