Michael Dorfman’s Essentials

Раввины за права человека

Михаэль Дорфман

Раввины за права человека 

Недавно в Нью-Йорке собралась конференция. Израильская организация «Раввины за гражданские права» проводила первый съезд своего североамериканского отделения. Сюда съехалось 250 раввинов со всей Америки. Специфика в Израиле и в Америке очень разная. В Израиле общественное мнение поделено практически поровну. Там «Раввины за права человека» активно участвуют в демонстрациях, обличают нарушение гражданских прав палестинцев, проводят демонстрации протеста и даже вступают в стычки с армией и полицией. Для американских евреев участие в правозащитной деятельности не новость. Здесь всегда рассматривали правозащитную деятельность как эффективное средство борьбы с антисемитизмом. Евреи шли в первых рядах демонстрантов против расизма и сегрегации в Южных штатах, были среди борцов против нарушения гражданских и человеческих прав в СССР, Южной Африке, Чили и Аргентине. Не случайно в первый день конференции перед раввинами выступила сестра Диана Ортиз – католическая монахиня и правозащитник, подвергшаяся издевательствам и изнасилованию в гватемальской тюрьме. Во время взрыва квасного патриотизма после теракта 11-го сентября 2001 года, именно адвокаты-евреи взяли на себя нелегкую миссию защиты прав заключенных в Гуантанамо-бей, приведшую в конце концов к решению Верховного суда о том, что условия заключения там противоречат Американской конституции.

Однако, когда дело касается Израиля, то все усложняется. Американские евреи горячо и всецело поддерживают Израиль и политику его правительства, Они опасаются, что любая критика тамошних порядков может помочь антисемитам и врагам Израиля. Рабби Мелисса Вейтрауб отмечала на семинаре, что были случаи, когда из-за поддержки раввином борьбы за гражданские права палестинцев или критики израильских порядков отзывались средства, прекращались пожертвования прихожан, уходили прихожане, а то и раввины лишались места.

«Израиль – это как пятое колесо, – говорил один из раввинов на конференции, – если не умеешь правильно озвучить свои взгляды, как широкой публики, так и для своих прихожан, то можешь навлечь на себя неприятности». Раввин, впрочем, применил нью-йоркскую идиому «третья рельса», потому что в метро третья рельса, вроде бы ненужная для движения, служит проводником тока и касаться ее чревато очень неприятными последствиями.

И все же существует множество вопросов, на которые иудаизм обязан давать ответ, согласно собственному моральному и теологическому контексту. Нарушение прав заподозренных в криминальной деятельности, в вопросе применения упреждающего удара к людям и государствам, могущим представлять опасность, о низких зарплатах, не позволяющих прожить на них, да и сама концепция прав человека – все это веками обсуждалось раввинами и мудрецами и здесь выработаны ответы и правила. На семинарах раввины получали текстуальные ответы иудейских законов по целому спектру правозащитных вопросов.

Съезд занимался не только теоретическими вопросами. На повестке дня стояли и практические вопросы, такие, как снос арабских домов в Иерусалиме. Не секрет, что арабы рассматриваются в Израиле, как «демографическая угроза». По словам директора израильской организации «Раввины за права человека» Арика Ашермана, «во многих районах власти просто не выдают разрешения на строительство и ремонт домов, чтоб ограничить рост населения». Все это, по мнению раввинов движения, противоречит талмудическому запрету «эйфа вэ эйфа», на нарушение равенства перед законом.

Американцы, даже раввины, любят живые примеры и жизненные истории больше, чем теорию. Когда ими представили историю сноса дома арабской семьи Дари из иерусалимского квартала Иссауия, существовавшего задолго до объединения города, аудитория заметно оживилась. 143 раввина быстро организовались и подписали протест мэру Иерусалима Ури Луполянскому. Двадцать раввинов всех направлений направили личные письма протеста в израильское консульство и выпустили сообщение для прессы, где осудили дискриминационную практику властей. «Мы не можем согласиться с вашей политикой, превращающей членов этой семьи в преступников, когда вы сами подобны тому, кто намеренно ставит стену перед слепым», – написали там раввины, вспомнив известную талмудическую притчу. Заодно собрали 30 тысяч долларов, чтоб помочь семье отстроить снесенный дом.

Однако, далеко не все в Америке работает, как в Израиле. Рав Джозеф Берман предложил, чтоб видные и известные американские раввины поехали в Израиль и участвовали в демонстрациях протеста, в сопротивлении попыткам властей разрушать арабские дома. «В «Нью-Йорк Таймс» это хорошо пойдет», – заметил он. Страсти остудил израильтянин Арик Ашерман. «Для подобной деятельности мы привлекает исключительно израильских граждан, жестко заявил Ашерман, — Наша политика заключается в том, чтоб иностранцы не участвовали в стычках с израильской армией» .

Одной из главных целей «Раввинов за гражданские права» является привлечением как можно большего числа ортодоксов, хоть и составляющих меньшинствосреди американских евреев, однако со временем начинающих играть все большую роль в организованном американском еврействе. Среди участников ортодоксальных раввинов было совсем немного, а те, что были, представляли умеренную «Йешиват ховевей Тора» из Манхеттена. Рабби Джей Розенбаум из Сиэтла – «борьба за гражданские права – очень важное дело, потому, что сегодня эту тему похитили у нас люди, откровенно антисемитских и антиизраильских настроений».

Действительно, сегодня Израиль и США обвиняют в нарушении прав человека очень сильно и, часто не без оснований. «Еврейская задача – отыграть у них игру и привлечь внимание мирового общественного мнения к самым жестоким нарушениям».

Надо сказать, что и за пределами раввинских правозащитных кругов осознают проблему. Кампания помощи жертвам геноцида в Дарфуре рассматривалась в американских еврейских кругах как крупнейшая мобилизация со времен борьбы за советское еврейство. Кроме осуждения геноцида, кампания имела и другие цели. Во-первых показать, что арабы не только жертвы и страдальцы, но могут быть виновником геноцида против своих темнокожих граждан. Организаторы кампании надеялись улучшить имидж, а также сильно подпорченные за последнее время отношения с влиятельными афро-американскими политическими силами. Неспособность израильтян добиться своих целей в Ливане путем стратегических бомбардировок положила конец надеждам добиться военного давления на Судан и существенно убавила оптимизма у еврейских организаторов помощи жертвам Дарфура. Американцы любят успех, а здесь эффективного результата ждать не приходится.

Не ждут немедленных результатов и в организации «Раввины за права человека». Здесь понимают, что потребуется много работы и много сил. Ведь проблема еще и в том, что американское еврейство стареет, а традиционная деятельность организованного американского еврейства мало что говорит молодежи.

Для рабби Брайена Уолта, исполнительного директора группы, борьба за гражданские права в Израиле – один из путей привлечения новых людей к иудаизму. Он вырос в Южной Африке во времена апартеида. «Меня, молодого тогда человека, возмущало и отталкивало молчание моих раввинов на эту тему. Вместе с тем, меня привлекал и воодушевлял пример тех одиноких рабби, кто отказывался молчать и находил смелость говорить об этом». На съезд пришло также несколько видных еврейских адвокатов, специализирующихся на защите гражданских прав, тоже встречающих холодный прием, а то и отчуждение в своих общинах.

Еврейские организации молчат во многих случаях, когда им кажется, что их протесты против американских политических инициатив могут повредить Израилю. Так, прославившийся борьбой за гражданские права Еврейский Конгресс под руководством Эдгара Бронфмана, воздержался от критики законодательства, разрешавшего пытки. Это случилось потому, что правительственные лоббисты приводили в пример Израиль, где пытки якобы служат эффективным средством в борьбе с терроризмом. Об Израиле в Америке рассказывают любые байки. Недавно пришлось слушать лоббиста из Нешионал Риффле Ассисиайшн, работающей против попыток ограничить продажу огнестрельного оружия. Он тоже ссылался на опыт израильтян, где по его словам, все люди получают из армии оружие, которое применяют для борьбы с терроризмом. Любой, побывавший в Израиле, знает, что это неправда. Что касается пыток, то в Израиле сложилась пар5адоксальная ситуация, когда власти сквозь пальцы смотрели на применение пыток, однако, когда случался скандал, то никто не защищал провинившегося. После решения Верховного суда Израиля, категорически запретившего применение «умеренного физического воздействия» на следствиях в связи с террористической деятельностью, никакой драматической вспышки терроризма не последовало, зато поток жалоб местные в международные правозащитные организации на применение пыток в Израиле уменьшился.

Здесь Израиль оказался во многом более прогрессивным, чем Америка, претендующая быть «защитницей демократии во всем мире». Да и во многих других случаях – в трудовом законодательстве, социальном и медицинском обеспечении даже не смотря на усиленную американизацию и приватизацию общественной собственности в пользу близких к власти элит, дела в Израиле обстоят много лучше, чем в `оплоте демократии` – США.

Михаэль Дорфман (с) 2007

Michael Dorfman (c) 2007

Впервые опубликовано в Перспективе

 

Advertisements

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: