Michael Dorfman’s Essentials

Катастрофа, жертва, воскресение и ещё катастрофа

Михаэль Дорфман

Катастрофа, жертва, воскресение и ещё катастрофа

Не знаю, спе­ци­аль­но ли так было за­ду­ма­но, или по­лу­чи­лось само собой, но празд­ни­ки и па­мят­ные даты цикла во­круг неза­ви­си­мо­сти го­су­дар­ства Из­ра­иль очень на­по­ми­на­ют  празд­но­ва­ния хри­сти­ан­ской Пасхи. Цикл на­чи­на­ет­ся после окон­ча­ния ев­рей­ской пасхи – Пе­са­ха. Его от­кры­ва­ет День Па­мя­ти Ка­та­стро­фы – Хо­ло­ко­ста и Ге­ро­из­ма. Хо­ло­кост по-гре­че­ски и зна­чит жерт­ву все­со­жже­ния агнца. Затем, как и в Пасху, сле­ду­ет неде­ля до жерт­во­при­но­ше­ния агнца бо­жье­го, Хри­ста в Страст­ную пят­ни­цу – День па­мя­ти пав­ших в вой­нах Из­ра­и­ля.

Се­год­ня жерт­вен­ный ха­рак­тер этого празд­ни­ка ощу­ща­ет­ся не сла­бей, чем сразу после про­воз­гла­ше­ния го­су­дар­ства Из­ра­иль. Тал­му­ди­че­ский мотив «се­реб­ря­но­го блюда», на ко­то­ром под­но­си­лась пас­халь­ная жерт­ва, вы­ра­жен в ка­но­ни­че­ском цикле певца си­о­низ­ма На­та­на Аль­тер­ма­на. «Мы и есть то блюдо се­реб­ря­ное, на ко­то­ром да­ёт­ся ев­ре­ям стра­на». Стихи эти за­учи­ва­ли по­ко­ле­ния из­ра­иль­ских школь­ни­ков, они полны ал­лю­зий на пас­халь­ную жерт­ву с чудом пас­халь­но­го вос­кре­се­нья: «И вос­крес­нет народ — в скор­би, но не по­дав­лен­ный / В ожи­да­нии Чуда / На ис­хо­де зари …»

Се­реб­ря­ное блюдо как сим­вол жерт­во­при­но­ше­ния

С окон­ча­ни­ем скорб­но­го Дня Па­мя­ти сразу на­чи­на­ют­ся тор­же­ства Дня неза­ви­си­мо­сти. По всей стране дымят ман­га­лы, жарят шаш­лы­ки, стей­ки и гам­бур­ге­ры. Хотя это явное за­им­ство­ва­ние аме­ри­кан­ско­го празд­но­ва­ния Дня неза­ви­си­мо­сти. Од­на­ко труд­но от­де­лать­ся от ощу­ще­ния, что весь Из­ра­иль, как и в древ­ние вре­ме­на, на ман­га­лах вос­ку­ря­ет жерт­вы богам, а сами люди по­еда­ют мясо. Много мяса. Сей­час, под гру­зом про­блем и неуве­рен­но­сти, куль­то­во-ре­ли­ги­оз­ное чув­ство Дня неза­ви­си­мо­сти в Из­ра­и­ле слег­ка при­ту­пи­лось. Я еще за­стал в 1970-е куль­то­вый, почти ре­ли­ги­оз­ный вос­торг по по­во­ду Ев­рей­ско­го го­су­дар­ства и ощу­ще­ние огром­ной жерт­вы — Хо­ло­ко­ста, ко­то­рую при­нес народ для до­сти­же­ния неза­ви­си­мо­сти. Ведь на­се­ле­ние ев­рей­ской ко­ло­нии в 1948 году (ишува) в Па­ле­стине  со­став­ля­ло 600.000 че­ло­век. В войне за неза­ви­си­мость по­гиб­ло 6.000 че­ло­век. И это не толь­ко вы­со­кий про­цент, это более 10% всего лич­но­го со­ста­ва во­ору­жен­ных сил того вре­ме­ни. В жерт­ву была от­да­на мо­ло­дёжь, цвет и на­деж­да на бу­ду­щее ишува, пер­вое по­ко­ле­ние «но­во­го иврит­ско­го че­ло­ве­ка».

Сей­час рас­про­стра­не­ны мифы о «немно­гих про­тив пол­чищ», о «горст­ке бой­цов с одним тан­ком», по­бе­див­шей «вторг­ши­е­ся армии семи араб­ских стран». Пер­вый глава пра­ви­тель­ства Из­ра­и­ля Давид Бен-Гу­ри­он в своих «Во­ен­ных днев­ни­ках» с гор­до­стью пишет, что ни­ка­кой «гор­сточ­ки про­тив мно­же­ства» не было. Во­ору­жен­ные силы ев­ре­ев Па­ле­сти­ны с са­мо­го на­ча­ла пре­вос­хо­ди­ли армии всех своих по­тен­ци­аль­ных про­тив­ни­ков вме­сте взя­тых, как чис­лен­но, так и по ма­те­ри­аль­ной осна­щен­но­сти. Сек­ре­тарь Бен-Гу­ри­о­на, про­фес­сор Зеев Цхор, по­мо­гав­ший го­то­вить днев­ни­ки Бен-Гу­ри­о­на к пе­ча­ти, опуб­ли­ко­вал и пись­мо, где Бен-Гу­ри­он про­те­сто­вал про­тив мифа о «горст­ке бой­цов». Цифра «вторг­ших­ся семи араб­ских армий», ко­чу­ю­щая из одной ис­то­рии в дру­гую, тоже явно имеет ма­ги­че­ский смысл, по­то­му что ре­аль­но в 1948 году в мире про­сто не было семи неза­ви­си­мых араб­ских го­су­дарств, мо­гу­щих по­слать армии. Да и уча­стие в войне Ли­ва­на было чисто де­кла­ра­тив­ным. Од­на­ко это не сни­жа­ет ни цен­но­сти по­дви­га из­ра­иль­тян, ни их ге­ро­из­ма.

Во время войны за неза­ви­си­мость армия Из­ра­и­ля была боль­ше, чем араб­ские армии вме­сте взя­тые

В по­след­ние годы к горь­ко-слад­ким празд­но­ва­ни­ям стало при­бав­лять­ся и осо­зна­ние факта, что неза­ви­си­мость ев­рей­ско­го го­су­дар­ства со­про­вож­да­лась на­ци­о­наль­ной ка­та­стро­фой дру­го­го на­ро­да – па­ле­стин­ско­го. Па­ле­стин­цы на­зы­ва­ют этот день араб­ским сло­вом Накба – ка­та­стро­фа. День Накбы сов­па­да­ет с днями про­воз­гла­ше­ния Из­ра­и­ля 14 мая. Од­на­ко, если День неза­ви­си­мо­сти Из­ра­и­ля от­ме­ча­ют по иудей­ско­му лун­но­му ка­лен­да­рю, то эти две даты, как пра­ви­ло, не сов­па­да­ют.

***

После при­ня­тия де­кла­ра­ции ООН 182 о раз­де­ле Па­ле­сти­ны все по­ни­ма­ли, что там не может не вспых­нуть война. Обе сто­ро­ны, араб­ская и ев­рей­ская, во­е­ва­ли вовсе не за осу­ществ­ле­ние ре­зо­лю­ции ООН о раз­де­ле. В ре­зуль­та­те войны ев­рей­ское на­се­ле­ние Па­ле­сти­ны про­воз­гла­си­ло неза­ви­си­мое го­су­дар­ство, ко­то­рое на­зва­ли Из­ра­и­лем, а па­ле­стин­ское араб­ское го­су­дар­ство пало жерт­вой ок­ку­па­ции своих со­се­дей – Егип­та, Иор­да­нии и Из­ра­и­ля. Около 700.000 па­ле­стин­ских ара­бов эва­ку­и­ро­ва­лись или были из­гна­ны из зоны во­ен­ных дей­ствий. Они ушли неда­ле­ко, на 20-50 км, укры­лись в без­опас­ных араб­ских го­ро­дах и де­рев­нях. Когда бо­е­вые дей­ствия за­кон­чи­лась, то ока­за­лось, что назад до­ро­ги нет. Из­ра­иль на­ру­шил ре­ше­ние ООН о раз­де­ле Па­ле­сти­ны, как на­ру­ши­ли его дру­гие араб­ские стра­ны, тоже ок­ку­пи­ро­вав­шие часть Па­ле­сти­ны. Бес­спор­но, что и па­ле­стин­ские арабы тоже не во­е­ва­ли за то, чтоб вы­пол­нить ре­зо­лю­цию ООН о раз­де­ле Па­ле­сти­ны на ев­рей­ское и араб­ское го­су­дар­ство. Рас­пад им­пе­рий в ре­зуль­та­те двух ми­ро­вых войн по­ро­дил во всем мире рост на­ци­о­на­лиз­ма и со­зда­ние на­ци­о­наль­ных го­су­дарств, неиз­мен­но со­про­вож­дав­ших­ся цепью боль­ших и малых ге­но­ци­дов.

1948 год. Исход па­ле­стин­цев

Толь­ко 1948-1949 годах, од­но­вре­мен­но с Нак­бой, в Во­сточ­ной Ев­ро­пе было из­гна­но из своих домов 12-14 мил­ли­о­нов нем­цев, 5 мил­ли­о­нов ита­льян­цев, около по­лу­мил­ли­о­на вен­гров и укра­ин­цев, сотни тысяч эс­тон­цев, ла­ты­шей и ли­тов­цев. В том же 1948 году про­воз­гла­ше­ние Индии и Па­ки­ста­на при­ве­ло к де­пор­та­ции 20 мил­ли­о­нов че­ло­век, со­про­вож­дав­ше­е­ся страш­ны­ми че­ло­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми. Про­бле­ма па­ле­стин­ских бе­жен­цев не ро­ди­лась в ре­зуль­та­те Ше­сти­днев­ной войны 1967 года. Она стала ми­ро­вой про­бле­мой, и мир стал об­ра­щать на неё вни­ма­ние, когда мил­ли­о­ны па­ле­стин­цев, среди них и недав­ние бе­жен­цы, ока­за­лись под из­ра­иль­ской вла­стью и стали объ­ек­том по­дав­ле­ния. Ок­ку­па­ция по­ро­ди­ла дви­же­ние во­ору­жен­но­го па­ле­стин­ско­го со­про­тив­ле­ния, ко­то­рое су­ме­ло по­ста­вить па­ле­стин­скую про­бле­му в центр ми­ро­вой по­ли­ти­ки. Ны­неш­ний день Накбы от­ме­чен новым неви­дан­ным ранее видом про­те­ста. Па­ле­стин­цы ло­ма­ют по­гра­нич­ные стол­бы и с фла­га­ми воз­вра­ща­ют­ся на свою землю, домой. Пока их несколь­ко сотен, из­ра­иль­ские силы от­кры­ва­ют по ним огонь. Од­на­ко не по­хо­же, что они от­кро­ют огонь, если де­мон­стран­тов будет мил­ли­он, даже 100.000.

***

В 2010 году Кнес­сет при­нял закон Накбы, ли­ша­ю­щий фи­нан­си­ро­ва­ния и на­ла­га­ю­щее дру­гие ка­ра­тель­ные санк­ции на араб­ские школы и му­ни­ци­па­ли­те­ты, от­ме­ча­ю­щие День Накбы. Неожи­дан­но, этот закон ока­зал­ся при­зна­ни­ем факта Накбы, факта, ко­то­рый из­ра­иль­ские вла­сти по­сто­ян­но от­ри­ца­ли, как и от­ри­ца­ли от­вет­ствен­ность Из­ра­и­ля за про­изо­шед­шую тра­ге­дию. Боль­шин­ство из­ра­иль­тян про­дол­жа­ет счи­тать, что па­ле­стин­цы «сами ви­но­ва­ты». Од­на­ко по­ни­ма­ют и дру­гое. «Сами ви­но­ва­ты» — не самый луч­ший ар­гу­мент, когда надо стро­ить от­но­ше­ния с со­се­дя­ми. Из­ра­иль­тяне в прин­ци­пе осо­зна­ли, что при­дёт­ся со­гла­сить­ся на от­ступ­ле­ние к гра­ни­цам 1967 года. Па­ле­стин­цы в прин­ци­пе осо­зна­ют, что им при­дет­ся от­ка­зать­ся от 70% тер­ри­то­рии, ко­то­рую они счи­та­ют своей ро­ди­ной. Слово за Из­ра­и­лем. Па­ра­мет­ры ре­ше­ния кон­флик­та хо­ро­шо из­вест­ны всем – со­зда­ние неза­ви­си­мо­го па­ле­стин­ско­го го­су­дар­ства в гра­ни­цах 1967 года, вклю­чая Иеру­са­лим (воз­мож­но, с неболь­ши­ми со­гла­со­ван­ны­ми сто­ро­на­ми из­ме­не­ни­я­ми) и право на воз­вра­ще­ние в обмен на эва­ку­а­цию по­се­лен­цев. Не хва­та­ет лишь по­ли­ти­че­ской воли, од­на­ко, и она по­яв­ля­ет­ся.

Ключи для па­ле­стин­ских бе­жен­цев сим­во­ли­зи­ру­ют право на воз­вра­ще­ние в свои дома и де­рев­ни

***

Ме­ша­ет то, что кон­фликт про­ис­хо­дит не в сфере ра­ци­о­наль­ной, а в сфере мас­со­вой пси­хо­ло­гии. Так, мой ма­те­ри­ал «Пред­по­ла­га­е­мый тер­акт в Ита­ма­ре»обо­шёл ин­тер­нет и вы­звал мно­же­ство враж­деб­ных ком­мен­та­ри­ев на тему «По­ез­жай­те в Газу» и вы­да­ю­щий уве­рен­ность мно­гих, что там чу­жо­го непре­мен­но убьют. На само деле Рам­ал­ла давно уже полна ино­стран­ца­ми, в том числе из­ра­иль­тя­на­ми. Что ка­са­ет­ся Газы, то она очень по­хо­жа на Еги­пет. В более мир­ные вре­ме­на много бывал в Газе и дру­гих го­ро­дах ок­ку­пи­ро­ван­ной Па­ле­сти­ны по делам. Я имел там дру­зей, в тя­жё­лые вре­ме­на по­мо­гал им ре­а­ли­зо­вы­вать до­маш­нее олив­ко­вое масло. Да и в мир­ные вре­ме­на вы­ру­ча­ла друж­ба. У меня в рай­оне Дерех Ме­ца­да в Бе­эр-Ше­ве сто­я­ла пу­стая квар­тир­ка. Её ключи были у двух га­зан­цев, тор­го­вав­ших рыбой, и од­но­го жи­те­ля Хев­ро­на, имев­ше­го ка­кие-то биз­не­сы в Из­ра­и­ле. Люди они были пью­щие, и после ба­за­ра по­ку­па­ли водку, ко­то­рую не до­стать было в му­суль­ман­ских Хев­роне и Газе. Пили вдо­воль несколь­ко дней и воз­вра­ща­лись домой, при­ве­дя квар­тир­ку в об­раз­цо­вый по­ря­док. Очень по­хо­же на из­му­чен­ных сухим за­ко­ном фин­нов, при­ез­жав­ших Питер по тем же при­чи­нам.

Ещё помню, как од­на­ж­ды меня по­про­си­ли под­вез­ти из Иеру­са­ли­ма в Бе­эр-Ше­ву групп­ку чле­нов Союза рус­ско­языч­ных пи­са­те­лей Из­ра­и­ля. Я хотел сре­зать до­ро­гу и по­ехал через ок­ку­пи­ро­ван­ную тер­ри­то­рию по ста­рой до­ро­ге через Вифли­ем и Хев­рон. Вре­ме­на ещё были от­но­си­тель­но мир­ные, и не было из­ра­иль­ской бло­ка­ды на тер­ри­то­рии. Пи­са­те­ли чув­ство­ва­ли себя слов­но в Пи­те­ре или Киеве (от­ку­да были родом). Они увле­чен­но бе­се­до­ва­ли о вы­со­ких ма­те­ри­ях и низ­ких раз­бор­ках между раз­лич­ны­ми фрак­ци­я­ми сво­е­го Союза и между раз­лич­ны­ми из­ра­иль­ски­ми со­ю­за­ми и ас­со­ци­а­ци­я­ми рус­ско­языч­ных и нерус­ско­языч­ных пи­са­те­лей. Лишь про­ехав боль­шую часть пути, когда мы уже были снова на из­ра­иль­ской су­ве­рен­ной тер­ри­то­рии, при­ш­лось при­тор­мо­зить. Пас­ту­шок из де­ре­вень­ки Хура пе­ре­го­нял через шоссе своих коз. Пи­са­те­ли по­смот­ре­ли в окно, и па­ни­ка охва­ти­ла их: «Куда вы нас за­ве­ли! Это арабы!! Ез­жай­те от­сю­да ско­рей!!!». Я пре­крас­но знал, слу­чись что, ска­жем, если лоп­нет шина, то нет места лучше, чем бе­ду­ин­ская де­рев­ня Хура. По­мо­гут от души, да еще кофе на­по­ят. А тут такой нера­ци­о­наль­ный страх.

По­гиб­шая семья Фо­ге­лей – жи­те­лей Ита­ма­ра

***

Обе сто­ро­ны, и из­ра­иль­тяне и па­ле­стин­цы, осо­зна­ют себя без­услов­ной жерт­вой. Хоть на лек­ци­ях по вик­ти­мо­ло­гии по­ка­зы­вай в ка­че­стве экс­по­на­та. Пси­хо­ло­гия жерт­вы та­ко­ва, что жерт­ве всё можно, раз она жерт­ва и на­хо­дит­ся под угро­зой уни­что­же­ния. И жерт­ва все­гда права, чтобы она не на­тво­ри­ла. Даже «ми­ро­лю­би­вые» из­ра­иль­ские и па­ле­стин­ские силы, если и осуж­да­ют про­ис­хо­дя­щее, то не с точки зре­ния его амо­раль­но­сти, а по­то­му что про­дол­жа­ю­ще­е­ся на­си­лие «пор­тит имидж», «вре­дит нам». Такая про­бле­ма нуж­да­ет­ся в мас­со­вой пси­хо­те­ра­пии и лишь дол­гое время спо­кой­ной жизни спо­соб­но, если не из­ле­чить такие ком­плек­сы, то по край­ней мере не пе­ре­дать их сле­ду­ю­ще­му по­ко­ле­нию в на­след­ство. От­ме­чать День Накбы в Из­ра­и­ле – это и есть на­ча­ло такой мас­со­вой пси­хо­те­ра­пии.

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: