Michael Dorfman’s Essentials

КОШЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Михаэль ДОРФМАН

КОШЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ

 Hebrew version

brother-yarmeich.jpg В среду 27 февраля 2003 Верховный суд признал Закон штата о контроле над кашрутом от 1915 г. противоречащим Конституции США. Так завершились судебные тяжбы владельцев  «Commack Kosher Market Deli and Caterers» в г. Коммак на Лонг-Айленде братьев Джефа и Брайяна Ярмиш против Штата Нью-Йорк.

Во вторник после обеда колокольчик на дверях магазина зазвонил в течение часа, может быть, раза три-четыре. Одинокие покупатели толкали свои коляски с мясными продуктами посреди большого помещения, знавшего лучшие времена. Семь лет назад здесь, в единственном в округе Сафак (Suffolk) кошерном супермаркете, было не протолкнуться. То было время хороших заработков. С тех пор, как хозяева подали в суд на штат Нью-Йорк, положение изменилось. Братья заявляли, что государство не должно определять, что такое кашрут. С 1996 г. братья Джефф и Брайян Ярмиш выиграли у государства и Штатной инспекции по контролю над кашрутом, три иска. Верховный суд отклонил апелляцию штата и признал правоту братьев, а существовавший закон неконституционным, нарушающим принцип отделения религии от государства.

Кошерность еды, кашрут определяется религиозными еврейскими законами. Первый гражданский закон о кашруте в штате Нью-Йорк был принят еще в начале XIX века. Тогда же были определены наказания за подделку этикеток кошерных продуктов. Закончились американская гражданская война, освобождение рабов, Октябрьская революция в России, Первая и Вторая мировые войны, образовалось Государство Израиль, развалился СССР, борьба за гражданские права в США, а старый нью-йоркский закон продолжал действовать. Еще в 1915 г. была принята нынешняя формулировка закона, а в 1942 г. исполнение закона было передано Департаменту штата по сельскому хозяйству и рынкам. При департаменте была образована Инспекция по надзору за кошерностью продуктов.

Братья Ярмиш унаследовали бизнес от своего отца Ирвинга. Братья начинали в магазине мальчиками. Поколения семьи Ярмиш соблюдала религиозные традиции и сохраняла еврейскую культуру. «Моя бабушка и отец читали еврейский Форвардс», – сказал нам старший брат Джефф Ярмиш (46) при знакомстве. Поначалу братья не задумывались, против какой силы выступили. Началось все с возмущения придирками инспекторов. То запретят к продаже партию бараньих языков за то, что, якобы были недостаточно просолены, то инспектора нашли, что партия индюшатины неправильно маркирована. Однажды это была якобы неправильно упакованная телятина, другой раз индюшьи ножки». Постоянно налагались штрафы, от 100 до 600$.  «Придирок было так много, что я перестал спать ночами, Джефф тоже не спал ночью», – рассказывает Брайян Ярмиш (41), – «Как то они пришли в магазин прямо накануне Пэсах, чтобы мы не успели ничего исправить. У них не было никаких писаных инструкций, только приказы. Мы потеряли тогда заработок за полгода». «Впоследствии мы выяснили, что инспектора не имели даже раввинского образования. Инспекция по кашруту настолько ставит себя над законом, что отказывается принимать на работу женщин», – добавил Джефф.

В 1996 г. братья подали иск против Инспекции по кашруту в Oкружной суд. Истцы заявляли, что Инспекция придерживается жестких ортодоксальных стандартов. «Они монополизируют определения еврейского закона и навязывают ортодоксальный иудаизм в качестве единственного закона», –  было заявлено в иске. После подачи иска придирки усилились. Инспектора постоянно находились в магазине. Доходило до того, что они облизывали мясо, а потом заявляли, что оно недостаточно соленое. Затем все внезапно прекратились. Против братьев применили иные методы. Начались анонимные и не анонимные угрозы. Неназванные лица обращались к клиентам магазина, распространяли порочащие слухи. Братья получали письма, содержащие страшные библейские и каббалистические проклятия. Одна покупательница звонила в магазин и кричала, что «ваш отец переворачивается в гробу, видя, что вы вытворяете!» Хуже было то, что доходы резко упали. Магазин недосчитывал более 100 постоянных клиентов в день. По словам хозяев, доходы упали на 30%. Огромные деньги уходили на судебные издержки. «Мы сделали ошибку, когда по совету адвоката заплатили первый штраф, – рассказывает Брайан, – Он говорил, что дешевле будет заплатить $300 инспекции, чем $2.500 гонорар. Если бы мы сразу пошли в суд, нас оставили бы в покое».

«По тому, как бизнес сейчас идет, нам впору выйти на пенсию, – продолжает Брайян. Он рассказывает, что до подачи иска в магазине работало три мясника, шеф и два упаковщика. «Теперь остались лишь мы с братом». Ярмиши убрали большие витрины с мясом, добавили столы, стали готовить ланч. После двух публикаций в еврейских газетах к ним пришел адвокат Роберт Динерштейн из Коммака, который и сегодня представляет братьев Ярмиш в суде.

Джефф Ярмиш: «Я больше не мог этого выдержать. Про нас говорили, что у нас некошерное мясо. Если они сумеют опозорить мое имя, я конченый человек. Я в этом бизнесе с 15-и лет и куда я пойду?…Это не политическая кампания! Это мой труд, дело жизни».

Братья Ярмиш уверены, что придирки были несправедливы и вся причина в том, что они принадлежат не к ортодоксальному направлению иудаизма, а к консервативному, которое по-русски правильней бы назвать традиционным. Магазин работает под контролем консервативного раввина Уильяма Бермана из Коммака.

Окружной суд и два состава апелляционного суда согласились с истцами, что существующий закон нарушает конституционный принцип отделения религии от государства. 6 августа 2002 г федеральный судья Нина Гершон признала существующий закон неконституционным и нарушающим Первую поправку к Конституции. В постановлении судья записала: «смешение религии и государства здесь не только само по себе чрезмерно, но и представляется антиконституционным вмешательством религии». Сразу же генеральный прокурор штата Эллиот Спицер и коалиция различных ортодоксальных организаций обжаловали решение в Верховном суде. Представитель прокуратуры штата Доррен Допп заявлял изданию Who’s who in Meat, что необходимо защитить потребителей кошерных продуктов. Начальник инспекции по соблюдению кашрута при Департаменте сельского хозяйства и рынков  раввин Шолем Рубин заявлял в суде, что братья обманывают клиентов, потребляющих кошерную пищу. Коспонсорами апелляции выступили: Совет раввинов «Агудат а-рабойним» США и Канады, партия «Агудат Исроэль», Национальный совет «Молодой Израиль», Раввинский альянс Америки, Совет раввинов Америки, национальная ассоциация еврейских дневных школ «Тора ум’сора», Союз ортодоксальных конгрегаций Америки и лично спикер (председатель) Законодательной ассамблеи штата ортодоксальный еврей Шелдон Сильвер. В суде против братьев выступили представители известнейших нью-йоркских адвокатских фирм.

Не удивительно. Иск братьев Ярмиш угрожал разбить монополию определенных религиозных кругов, тесно связанных с политикой и большим бизнесом. Нью-йоркская газета Newsday оценивает потребительскую емкость местного рынка кошерных продуктов в четверть миллиона человек.  По сообщению профессионального журнала Food Industry News, оборот рынка кошерных продуктов в США составил в 2000 г. 50 миллиардов долларов. Журнал сообщает, что рынок активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей. Журнал Kosher Today сообщал в начале 2002 г., что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличился в 2001 г. на 5.9%, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10%.

Еще в августе 2002г. противники братьев Ярмиш из ортодоксального лагеря чувствовали себя победителями. Несмотря на решения апелляционного суда, директор Объединенного совета ортодоксальных раввинов Манхеттена рабби Гирш Гинсберг уверенно заявлял газете Newsaday (2 августа 2002): «Нынешние правила будут строго соблюдаться. Иначе кто угодно сможет продавать некошерные продукты под видом кошерных и обманывать людей». Судебный иск братьев Ярмиш раввин называл «пустячным». «Если бы они были честными, то им нечего бояться», сказал тогда раввин Гинсберг о братьях Ярмиш. Жена раввина из Коммака Белла Вайцман (57): «Кашрут – это опора, становой хребет еврейской жизни… Государственная регуляция кашрута – это значительно больше, чем гарантия против мошенничества. Люди же могут заявлять что угодно», – заявляла ребецн в августе.

Супермаркет братьев Ярмиш единственный в восточной части острова Лонг Айленд. Конкуренты и коллеги братьев Ярмиш предпочитали не высказываться в открытую. Хозяин кошерного дэли в соседнем округе Носо (Nassau) сказал: «Многие из кошерных мясницких их бы поддержали. Но братья затеяли гиблое дело. Выступили и против религии, и против власти. Судиться с властью – все равно, что плевать в потолок. У них (властей) много сил и бездонные карманы, более глубокие, чем у всех нас вместе. Братья теряют деньги, скоро разорятся, а успеха им не видать».

Моти Подкаминер, оптовик на рынке кошерного мяса в одном из крупных городов Восточного побережья США сказал нам: «С вашими лонг-айлендским мясникам лучше было бы договориться. Их иск ничего не меняет на рынке ультра- ортодоксальных потребителей, которые мало считаются с государственной инспекцией, а больше слушают своих раввинов. Иск угрожает огромному рынку не очень ортодоксальных потребителей. Здесь за сто лет выстроена огромная финансовая пирамида. Скажем, кошерная булочная должна не только соблюдать все предписания, закрываться по субботам, платить контроллерам и давать пожертвования раввинам. Все поставщики булочной – муки, молока, масла, изюма, даже миксеров и печей тоже должны иметь лицензии о кашруте. Естественно, что и поставщики поставщиков тоже. От одной булочной расходятся связи на сотню бизнесов. В мясном бизнесе еще строже. В Нью-Йорке мясной бизнес контролируют сатмарские хасиды. Монополия приносит им дополнительные биллионы долларов в год. Значительно больше, чем алмазный бизнес».

Нью-йоркские власти не впервые встали на защиту 200-летних правил. В 1995 г . Ассамблея штата рассматривала дело о лишении лицензии на кошерность «Сэконд Авеню Дели», принадлежащего Эйби Либинвол. Он строго соблюдал пищевые правила, но держал открытым свой бизнес по субботам. Не секрет также, что губернатор штата Нью-Йорк республиканец Джордж Патаки был избран при активной помощи ортодоксальных и хасидских кругов.  Генеральный прокурор штата демократ Элиот Спицер тоже в немалой степени обязан своим избранием еврейским избирателям. Его пресс-секретарь Марк Виолетт заявлял газете Newsday накануне решения апелляционного суда: «Мы чувствуем, что высший интерес населения Нью-Йорка состоит в сохранении простых стандартов. Иначе они получат безумный кильт (английское лоскутное одеяло) различных законов, правил. Мы же стремимся к единству и простоте».

Действительно, законы кашрута просты. Запрещена свинина. Запрещены моллюски и морские продукты. Запрещены различные сорта рыбы, не имеющей плавников и чешуи. Запрещено смешивать мясное с молочным. Еврейский закон требует соблюдения особых ритуальных правил при забое скота и птицы. Но имеется множество толкований и тонкостей. Сефардские евреи едят в Пэсах орехи и арахис, а ашкеназийские евреи – нет. Польские евреи считают, что между мясным и молочным необходимо сделать шестичасовой перерыв, а голландские евреи ждут всего час. Братья Ярмиш доказали в суде, что по отношению к ним Инспекция по кашруту применяла правила, практиковавшиеся в Восточной Европе в XVI веке.

Чиновничье стремление к «простоте и единообразию», как и «глубокие карманы» государства и денежных тузов не помогли. Верховный суд США без комментариев отклонил апелляцию штата и признал иск братьев Ярмиш и решения судов низшей инстанции обоснованными. Суд распорядился, чтобы губернатор и Законодательная ассамблея штата изменили закон.

Римскому католику губернатору штата Нью-Йорк Джорджу Патаки меньше всего нужна головная боль. Ему очень не хотелось влезать в еврейские войны.  Все время судебных баталий офис губернатора хранил молчание и уклонялся от вопросов прессы. Кстати сказать, не ответили в офисе губернатора ни на одно из многочисленных обращений братьев Ярмиш.

Теперь же губернатор проявил завидную оперативность. Уже на следующий день после решения суда он заявил о намерении немедленно изменить закон. New York Times назвали свою статью «Патаки хочет отделить кашрут от государства», а New York Post и вовсе игриво «Суд признал закон некошерным». Губернаторский законопроект «Чрезвычайный акт о защите кашрута от 2003» поддерживают некоторые штатные сенаторы и депутаты Ассамблеи штата, как демократы, так и республиканцы. Юристы отмечают, что проект нового закона не слишком отличается от старого. Губернатор намерен оставить в неприкосновенности Инспекцию по кашруту и лишь изъять из существующего закона определения кошерности. По мнению рабби Люцера Вейса из Инспекции по кошерности, его инспекторы будут продолжать работать по старому, согласно решениям религиозных авторитетов. На практике это означает контроль лишь религиозных ортодоксальных авторитетов.

Законопроект Патаки вызвал критику со стороны консервативных раввинов. Раввин Джереми М. Эпстайн из Объединения Синагог Консервативного Иудаизма завил, что «новый законопроект практически  защищает лишь ортодоксальную общину и исключает огромный контингент других евреев».

Даже умеренный законопроект губернатора вызвало гнев ортодоксальных еврейских политиков. Политический босс из Манхеттена Айзик Эбрахамс заявил газете Newsday, что решение Верховного суда не принимает во внимание доводов религиозных евреев и игнорирует все ультра-религиозное еврейство Америки. Председатель Ассамблеи штата Нью-Йорк Селдом Сильвер (демократ от Манхеттена) заявил газете New York Post, что как ортодоксальный еврей он не намерен поддерживать никаких изменений, и не предлагает никому своей поддержки. Сильвер намеревается собрать в будущем месяце совещание и там обсудить все вопросы, «продолжить нью-йоркскую традицию защиты кошерного потребителя и всех, кто приобретает кошерную еду». Адвокат проигравшей стороны Натан Левин заявил, что ортодоксальные правила должны быть сохранены, поскольку лишь они единственно приемлемы для всех евреев.

Похоже, что генеральный прокурор штата Эллиот Спицер тоже не согласен с предлагаемым губернатором законопроектом.  Прокурор заявил газете New-York Times, что разработает новый закон, защищающий потребителя кошерной еды. Губернатор Патаки заявил в ответ в новостях на местном 12-м канале ТВ, что он обязан обеспечить защиту всем потребителям кошерной еды.

Израильский экономист и специалист по маркетингу д-р Ами Гольдин, профессор-визитер в одном из нью-йоркских университетов рассказал нам: «Кашрут несомненно понятие культовое, но сегодняшний маркетинг создает культ для различных брендов вовсе нерелигиозного характера. Не будет никакой проблемы, если лицензии кашрута от различных раввинов будут конкурировать на рынке. Конкуренция всегда хороша для потребителя и снизит цены на кошерные продукты. Нет никакой экономической причины, почему кошерное мясо в Нью-Йорке стоит в два, а некоторые продукты и четыре раза дороже некошерных. Существовавшее в течение 200 лет положение полностью противоречило американскому образу жизни и хорошо для всех, если оно изменится».

Отметим, что некоторые депутаты Ассамблеи штата Нью-Йорк далеки от любви к евреям и несомненно используют обсуждение нового закона в целях, далеких от интересов потребителя кошерной еды. Решение Верховного суда коснется не только штата Нью-Йорк, но и еще 19-и штатов, имеющих законы о регуляции кашрута. Во многих штатах ортодоксальные евреи не пользуются таким влиянием, как в Нью-Йорке и обсуждать еврейские проблемы будут политики, чуждые, а то и враждебные. Не удивительно, что после решения Верховного суда тон некоторых ортодоксальных еврейских деятелей изменился. Президент Нью-йоркского совета раввинов раввин Джозеф Поташник заявил газете Newsday, что истинной проблемой является «нездоровое переплетение государственных и религиозных проблем… Мы должны бы сами определять, что действительно является кашрутом для наших людей». Вдруг оказалось, что президент совета ортодоксальных раввинов фактически согласен с мнением Джеффа Ярмиша, заявившего: «Почему Патаки должен определять вопросы кашрута? Он что, мой раввин?» Жаль, что голоса рабби Поташника не было слышно все долгие восемь лет, пока братья Ярмиш боролись за свои права, а разумные голоса заглушались теми, кто стремится превратить религию в политику или бизнес.

В аналогичном случае в штате Нью-Джерси еврейские деятели сумели договориться, и штатная инспекция по кашруту не предписывает стандарты, а лишь следит за выполнением указаний раввинов. К этому же стремятся братья Ярмиш. Они не искали бури, революции, общественной борьбы, которая разгорелась сейчас. Братья Ярмиш меньше всего заинтересованы в отсутствии закона о кашруте. Но они считают, что инспекция должна охранять подлинность раввинских лицензий, а не указывать, как должно соблюдать кашрут.

Back    Hebrew version

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2003
© 2003 by Michael Dorfman. All rights reserved.

Advertisements

%d bloggers like this: