Michael Dorfman’s Essentials

ВЕРА, УПОВАНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, БИТАХОН…

Михаэль Дорфман

ВЕРА, УПОВАНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, БИТАХОН…

 

Помню британские и французские СМИ 1967 года, обуреваемые про-израильским восторгом. Те самые СМИ, которые сегодня в Израиле многие почитают антисемитами. На картинках маленький, смышленый и симпатичный паренек Давид поражал огромного и бессмысленного арабского Голиафа, уповавшего только на силу.

Интересно, что в Танахе, Еврейской Библии, слово, которое переводят как вера – אמונה  эмуна и производные корня –мн- . Слово означает веру в кого или во что-либо, веру кому-либо. Веру в идею или принципы, как в Псалмах (118.66)  «Ибо заповедям Твоим я верю». Еще веру человеку «Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше» (Исход 4:8-9). Еще веру и обоим, Богу и человеку «и поверил (народ) Господу и Моисею» (Быт. 14:31).

Когда же говорится о вере в Бога, то  чаще используется совсем слова другого корня בטח –бтх-.  По-русски его переводят как упование, доверие, уверенность, еще безопасность. По-английски его принято переводить, как the trust.

Сказано, про царя Хизкиягу (Осия) «На Господа Бога Израилева уповал он» (2 Царств 18:5, в православной традиции 4 Царств 18:5). Упование это выражено в Псалмах «на Господа уповаю» (Псалмы 31:5) в православном Псалтыре (30:7)

Это упование, уверенность, битахон בטחון в Боге и послужили основой особой еврейской духовной смелости, позволившей нашему народу победить время и выжить, и сохранить внутреннюю свободу, когда не выстояли мощные империи, опиравшиеся на силу. Многих эта еврейская уверенность раздражала, бесила, казалось самоуверенностью, дерзостью, а то и нахальством. Эта уверенность помогла сделать многое, в том числе поднять Сионистский проект, создать Государство Израиль.

Глава правительства Израиля Леви Эшкол как-то сказал, что Израиль заселили совершенно другие люди, чем те, для кого он предназначался. Сегодня в Израиле осели ретро-евреи, совершенно другие люди, чем космополитические метро-евреи, создатели Еврейского Государства. Однако, упование осталось.
Битахон является одним из главных израильских концепций, одним из главных израильских требований миру. По необходимости его переводят на европейские языки, то, как оборону, то как безопасность, то как гарантию или залог первых двух. Вот только Бога там все меньше и меньше. Вместо Бога уповают на армию, на атомную мощь. На грубую силу. Кое-где еще уповают на раввинов, слепо верящих лишь в собственные толкования религиозных текстов. Как и любая религия без Бога – это культ, комплекс превосходства, который всегда корениться в комплексе неполноценности.

Расхожее мнение в Израиле, что они (арабы, мусульмане, европейцы, весь мир) понимают только силу, выдает лишь популярное верование, что сила может заменить все остальное. Так смышленый паренек Давид, сам того не заметив, превращается в огромного, полуслепого Голиафа. Упоенного своей силой, громящего все вокруг своей дубинкой, способного сокрушить всех своих врагов, но неспособного покорить даже самых маленьких и слабых из них. Неспособного убедить в своей правоте чужих, да и все меньше своих тоже.

.

 

Advertisements

Leave a Comment »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: