Michael Dorfman’s Essentials

ЕВРЕИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КОНТРОЛИРУЮТ МИР

Михаэль Дорфман

ЕВРЕИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КОНТРОЛИРУЮТ МИР

Такое необычное для политкорректной Америки заявление прозвучало 16 февраля  в США на многочисленных местных станциях Национального общественного радио в программе интервью Терри Гросс Fresh Air (Свежий воздух). “Мы, евреи, действительно контролируем мир сатиры и юмора, – заявил 28-летний израильский художник-карикатурист Амитай Сенди, инициатор конкурса “Еврейская антисемитская карикатура”, – От Вуди Алена до “Сейнфилда” (популярный комический сериал), не говоря уже о тех, кто делает Голливуд. И всякие иранцы не будут нам указывать, что такое карикатура… Мы лучше их даже в этом!”

Как известно, карикатуры в датской газете Jyllands-Posten, изображавшие пророка Мухаммеда, из тюрбана которого торчит фитиль террориста-смертника, вызвали цепную реакцию беспорядков и протестов в мусульманских странах и общинах. Среди прочего, громкий резонанс получил конкурс, объявленный иранской газетой Hamshahri на лучшую карикатуру о Холокосте. Почему Холокост? Русский историк Юрий Слезкин в замечательном курсе новейшей еврейской истории “Еврейское столетие” (По-русски “Эра Меркурия”) дает объяснение такому феномену.

“Нацисты проиграли войну… однако выиграли битву за идею, – продолжает Слезкин, – Нацистская программа была отвергнута, однако их преклонение перед этнической идеей и их сосредоточенность на демонологии были заимствованы повсеместно. Наиболее фундаментально Вторая мировая война изменила мир тем, что породила новую мораль, где абсолютное зло абсолютизировалось в самих нацистах. Создавая в своей космогонии идею дьявола, нацисты способствовали осмыслению и консолидации того самого мира, который они стремились уничтожить. Впервые после отделения европейских государств от церкви, Западный мир воспринял идею трансцендентального и непознаваемого мира. Возможно, Бог был мертв, но Царь тьмы в своей узнаваемой черной униформе предстал на всеобщее обозрение. Нацисты были людьми.. они имели национальность… и еще они было последовательно методически научны в своей жестокости, что позволило создать постоянную связь между научным сознанием и кошмаром всеобщего насилия. Лишь вопросом времени было, чтоб основная жертва нацистов превратилась в универсальную мировую жертву. Из избранного народа еврейского Бога евреи превратились в избранный народ нацистов. И превратившись в избранный народ нацистов, они стали избранным народом всего послевоенного Западного мира. Холокост стал мерилом всех преступлений, и антисемитизм стал единственно непростительной формой этнической вражды в общественной жизни Запада…”

Иранцы ударили по больной точке совести всего Западного мира. Они бросили вызов базисному принципу европейской демократии – свободе слова. “Давайте посмотрим, действительно ли они готовы следовать своим принципам и напечатать карикатуры, посвященные Холокосту”, – заявил арт-директор Hamshahri Фарид Мортазави, забывая, что в его собственной стране свобода слова не слишком в почете. Хотя даже в такой стране, как Иран существуют механизмы протеста, что доказало мужественное поведение лидеров иранской еврейской общины, опубликовавших протест против провокационных и оскорбительных высказываний президента своей страны о Холокосте. Тем более бурный протест вызвал иранский конкурс среди еврейских организаций во всем мире.

“Ничего более кощунственного и омерзительного, чем карикатуры на темы Холокоста представить себе невозможно. Это что, означает, что будут смеяться над газовыми камерами, над Освенцимом? Я считаю, что цивилизованный мир должен осудить всех – и тех, кто затеял провокацию с карикатурами на Пророка Мухаммеда, и тех, кто отвечает на нее, глумясь над памятью миллионов невинно убиенных жертв Холокоста. Всему миру нужен опытный и здравый врач, который должен показать, что есть вещи, над которыми смеяться просто недопустимо”.

Если оставить в стороне характерные рассуждения о том, кто затеял провокацию и призыв к психиатрии, то известная российская правозащитная деятельница верно подытожила реакцию еврейских организаций.

“Израиль стал страной, — продолжает Слезкин, — для которой общий стандарт неприменим”. Понятно, почему именно в Израиле возможно объявить конкурс на лучшую антисемитскую карикатуру, созданную самими евреями и не прослыть антисемитом. “Нас не будут учить, как и почему смеяться над евреями, – заявил Амитай Санди. Он ссылается на давнюю традицию еврейского юмора смеяться над самим собой, на карикатуры израильских и еврейских газет со всего мира, даже идишистских газет начала ХХ века беспощадно, порой очень зло смеявшимися над самыми сокровенными еврейскими вещами.

Да и без Санди многие из нас в глубине души уверены, что лучшие, по настоящему смешные антисемитские анекдоты придумали сами евреи. “Если в кране нет воды…” еще с ранних семидесятых мы распевали частушки с припевом “кругом одни евреи”. Известный американский юрист и произраильский публицист Ален Дершовиц в книге “Исчезающий американский еврей” замечает, что многие еврейские карикатуры встречаются в антисемитских изданиях. Дершовиц приводит анекдот:

“Чем отличается еврей от антисемита? Антисемит считает всех евреев грязными, злыми и лживыми. Однако у него всегда есть еврейские соседи или сослуживцы, которые, в порядке исключения, аккуратные, добрые и порядочные люди. Еврей же считает свой народ добрым, порядочным и честным, зато его еврейские соседи и сослуживцы оказываются, как на подбор, грязными, злыми и лживыми”.

Так чего же нам стесняться и, тем более пугаться? Евреи – лучшие не только в антисемитских карикатурах и анекдотах, но даже в банальностях на тему Холокоста. Последняя такая – депутат израильского парламента от религиозной партии Нисим Дахан заявил (в пятницу 11 февраля), во время субботней службы в синагоге “Холокосты случаются там, где не соблюдается тишина во время молитвы”.

На еврейских карикатурах евреи тоже носатые, многие в ермолках, иногда в цилиндрах, с пейсами и другими легко узнаваемыми атрибутами. В этих карикатурах есть все, чем антисемиты пытаются нас уязвить. Еврейский контроль над миром? Пожалуйста. Одна из первых карикатур, выставленных Санди – Моисей на горе Синай получивший десять заповедей “Не забудь еще одну, одиннадцатую, секретную: “Контролируй мировые СМИ!”. Над Холокостом? Покупая машину, еврей спрашивает, можно ли туда вместить его многочисленное семейство. “Пожалуйста, – отвечает продавец, – Двоих спереди, троих сзади и еще шесть миллионов в выхлопную трубу”. Даже одиозная карикатура, изображающая Гитлера в постели с Анной Франк, говорящего “Вот это ты точно не напишешь в своем дневнике” опубликованная Арабской европейской лигой в ответ на датские карикатуры, Амитай Санди называет классикой еврейской карикатуры. В последние годы приходится слышать огромное количество анекдотов про Анну Франк. Структура анекдотов, по большей части, – “чего не написала в своем дневнике Анна Франк”. “Не написала” она о проблемах, волнующих современную молодежь: школа, ранняя беременность, переедание, анорексия, беспорядочные половые связи, ну и, разумеется, наркотики и проституция. Здесь нет ничего антисемитского, как в анекдотах о Вовочке или Чапаеве нет ничего антирусского. Анна Франк на западе давно превратилась в символ интернациональный.

Амитай Санди (Сандерович) – популярный карикатурист, участник творческого объединения “Димона” , автор многих ярких и резких плакатов и комиксов в защиту смешанных пар, против нетерпимости. Серию комиксов “Румынский супермен” художник посвятил жестокому обращению израильской полиции с иностранными рабочими. Его конкурс “Еврейской антисемитской карикатуры” “только для евреев”.

Какая реакция на комиксы, спрашивает Терри Гросс, одна из лучших интервьюеров Америки?

– Реакция в основном положительная. Мы получили сотни электронных писем, где нас поддерживают евреи и неевреи тоже. Одно из посланий из Америки такое “Мой папа – из Ирана. Мне очень нравиться ваша инициатива конкурса. Еще я слышал, что евреи стремятся завладеть миром. Я хочу, чтоб это случилось поскорей”.

Разумеется, далеко не все в восторге от инициативы Амитая Санди. Израильский филиал Центра им. Симона Визенталя назвал идею Санди несвоевременной и плохой, могущей принести вред еврейскому народу.

– А как вам иранская инициатива, ведь это призыв издеваться над евреями? – спрашивает Терри Гросс.

– В этом нет ничего нового, отвечает Амитай, – И так издеваются. Ведь мы и так во всем виноваты: ураган “Катрина”, терроризм, войны, эпидемии… теракт 11-го сентября, мы ведь знали о нем заранее!

Среди карикатур на конкурсе есть и такая – режиссер Стивен Спилберг просит режиссера-постановщика “Хозяина кольца” Питера Джексона помочь написать сценарий фильма о Холокосте. Джексон отвечает, что у него не хватает воображения. Карикатура эта обоюдоострая. С одной стороны у антисемита не хватает воображения, чтоб участвовать в “еврейских вымыслах”. Однако с другой стороны человеческое воображение неспособно охватить ужас Холокоста и такая карикатура, как и все утверждения отрицателей о невозможности уничтожения евреев в лагерях смерти лишь укрепляет чувство тотального ужаса и неприемлемости нацистских преступлений. По сообщению, публиковавшемся на сайте Санди, одной из первых на конкурс откликнулась известная исследовательница Холокоста профессор Дебора Липстад, директор Института исследований Холокоста и современного еврейства Университета Эмори в США. Указывая на свой опыт с антисемитами и отрицателями Холокоста, она предложила свою кандидатуру в конкурсную комиссию. Профессор Липстад завоевала всемирную известность победой в суде над популярным британским политическим писателем и отрицателем Холокоста Дейвидом Ирвингом. В комиссию войдут также два видных израильских карикатуриста. На своем интернетовском сайте Санди сообщает, что ищет спонсоров и главным призом будет “знаменитая машина, пекущая хлеб из мацовой муки с кровью христианских младенцев”. Конкурс завершился 5-го марта.

И все же – “Конкурс еврейской антисемитской карикатуры”. Может не стоит? Особенно в такое время!

– Холокост случился здесь, на Земле, а не где-то там, на другой планете. И холокосты продолжают случаться в мире, – говорит Санди – Новый холокост невозможно предотвратить, если он станет священной коровой, культом, к которому никто не смеет прикоснуться. Мы можем и должны говорить, даже шутить на эту тему. Ведь сами по себе сатира и юмор – важные инструменты анализа наших ценностей. Они верней всего помогают проверять, что сохраняет ценность, а что уже отжило и нуждается в пересмотре.

Старая еврейская мудрость говорит, что когда смешно, не страшно. Конкурс закoхчился 5-го марта. И пускай карикатуры на “Конкурсе антисемитской еврейской карикатуры” не всегда блещут остроумием, часто балансируют на грани хорошего вкуса. Им не хватает не только знаменитого еврейского умения смеяться сквозь слезы. Многие в Израиле предпочитают безудержный хохот. Юмор в Израиле изменился, и многие тамошние эстеты считают традиционный еврейский юмор, смех над самим собой “юмором гетто”. Так заявил мне как-то один из известнейших израильских юмористов, определивший целый пласт между сарказмом “Бледных следопытов” и безудержного веселья, смеха над всем на свете “Только в Израиле” Эреза Таля.

Впрочем, Амитай Санди готов принять далеко не любой смех. Например, датские карикатуры на Мухаммеда кажутся ему несмешными, как и большинство тупых карикатур, предложенных иранской газете.

– Слабо им опубликовать антиарабские карикатуры, или карикатуры на самих себя. Не хватит у них для того мужества, – уверенно заявляет Амитай Санди.

И правда, слабó новоявленным поборникам свободы слова смеяться над самим собой, обсуждать свои недостатки и проблемы. Это значит, что им не так много осталось.

Послесловие:

В Тель-Авиве подведены итоги конкурса “Антисемитская еврейская карикатура”, объявленном группой израильских художников в ответ на иранский конкурс карикатуры Холокоста. Глава жюри, американский художник, лауреат Пулицеровской премии Арт Спигельман сообщил, что первая премия присуждается инициаторам за саму идею проведения конкурса. Спигельман сказал, что в этом жанре ожидал бы от евреев большего. Организаторы конкурса сочли лучшей карикатуру 24-летнего Арона Каца из Лос-Анджелеса “Скрипач на крыше”.

Крупные еврейские организации, взявшиеся бороться с антисемитизмом, приняли идею конкурса прохладно, а профессор Дебора Липштадт, вначале горячо поддержавшая идею конкурса и просившая включить ее в жюри, позже вышла из проекта и публично каялась в ошибке. Oднако конкурс состоялся и получил большой резонанс во всем мире. Конкурс поддержали организации “Раввины за права человека” и “Американско-еврейская всемирная служба”.

Антисемитскую еврейскую карикатуру можно посмотреть здесь

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2006
© 2006 by Michael Dorfman. All rights reserved

Advertisements

%d bloggers like this: